КАК СОЗДАВАТЬ и ПОНИМАТЬ БОНСАЙ. Часть 3 (нюансы демонстрации)

Нюансы демонстрации бонсайВ искусстве бонсай при создании карликового растения следование разработанным для каждого из стилей канонам, несомненно, является важнейшей составляющей успеха мастера. Однако даже идеальную во всех отношениях миниатюру требуется должным образом продемонстрировать зрителям, чтобы они по достоинству оценили ее изысканность и изящество.

Поскольку каждый бонсай – это отдельная миниатюрная вселенная, то его окружение и все находящиеся поблизости сопутствующие предметы никоим образом не должны отвлекать внимание наблюдателя. Учитывается множество нюансов: габариты и цвет контейнера, форма и размер столика, общий фон и даже период наибольшей живописности растения.

Подавляющее большинство контейнеров для растительных миниатюр керамические. Изредка применяются емкости, вырезанные из цельного куска горной породы. Среди бонсаистов самыми желанными являются раритетные китайские изделия, которые вместе с иным грузом подняли на поверхность из трюмов затонувших кораблей.

Контейнер (плошка) для бонсайРазмер и форма контейнера зависят от стиля формируемого бонсай. А его фактура и цвет подбираются под выращиваемую миниатюру. Для различных видов хвойных растений это оттенки темно-коричневого. Лиственные, тем паче красочно цветущие, высаживают в цветные емкости. Обычно они окрашены в различные оттенки кремового, желтого или синего.

Столик-подставка для демонстрации миниатюры имеет предельно лаконичный дизайн. Его визуальное восприятие должно быть под стать внушительности выставляемого экземпляра.

Грациозные бонсай располагают на зрительно легких низких подставках. Для сформированных в свисающем стиле карликов используют высокие «длинноногие» модификации столиков. С возрастанием массивности миниатюры подставка для нее выглядит монументальнее.

Примерно девять из десяти изготовленных специально для демонстрации бонсай аутентичных столиков-подставок сделаны из сандалового дерева (по-китайски 紫檀 или zitan), которое в японских источниках именуют ситан. Его изначально пурпурно-красная древесина со временем темнеет, приобретая изысканно-благородный вид. Изредка встречаются экземпляры из айвы китайской, груши, эбенового дерева и т.д.

Столик-подставка для демонстрации Каждая миниатюра демонстрируется индивидуально. Только при экспонировании мини-бонсай высотой до 15 см их нередко группируют на этажерках. Вместе с тем отдельные растения даже в этом случае обычно ставятся на свои миниатюрные столики-подставки.

Используемые для формирования миниатюр растения имеют свое определенное время наибольшей живописности. Даже вечнозеленые хвойные максимально привлекательны в определенный период.

Эффектно цветущие (камелию, азалию, гранат, глицинию, сливу японскую, райскую яблоню и т.д.) или увешанные выразительными плодами (пираканту, цитрусовые) бонсай лучше выставлять именно в эти моменты.

Некоторые виды больше всего декоративны осенью, когда листва импозантно желтеет или вспыхивает красным (вяз мелколистный, вяз толстолистный, клен дланевидный, клен красный и т.д.). Есть также экземпляры особо элегантные зимой, когда они сбрасывают листья и демонстрируют изящную структуру ветвей (дзельква, клен трехраздельный).

Декоративность бонсай

Поскольку бонсай отнюдь не комнатное растение, в Японии контейнеры с карликами почти все время находятся на улице. В дом они заносятся только на считанные дни по праздникам или к приходу гостей. Для их демонстрации используется обустраиваемая в японских гостиных специальная ниша – токонома (床の間).

Также рекомендуем:   БЛЕСТЯЩИЕ ЛИСТЬЯ у КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ: ЧТО РЕКОМЕНДУЮТ ОПЫТНЫЕ ЦВЕТОВОДЫ

Ее стены имеют ненавязчивый монотонный цвет (оттенки бежевого, серого и т.д.), на фоне которого четко просматривается силуэт растительной миниатюры. Для окантовки внешнего периметра используется бамбук или деревянные рейки. Организовывается мягкое рассеянное освещение. Дно ниши устилается циновкой, на которую ставится столик-подставка с растительной миниатюрой.

Бонсай в токонома

К этому основному экспонату нередко добавляется несколько сопутствующих предметов, служащих контрастом или подчеркивающих время года. Обычно это гармонирующий с главным карликом бонсай из трав и кустарников или камень (суйсеки), статуэтка, а также свиток.

Оформление токонома - какэмоно На последнем могут размещаться изображенные известным мастером каллиграфии несколько иероглифов поэтической строки или изречения мудрецов. Или же выполненная в технике росписи по шелку картина, сюжетом которой является природа.

Именно токонома стала одним из основных факторов возникновения популярной убежденности в том, что бонсай имеет специально предназначенную для демонстрации зрителям лицевую сторону.

Этот принцип одной точки обзора позволяет успешно скрывать допущенные при формировании миниатюры дефекты (раны и рубцы на коре, неудачные поверхностные корни, несоразмерное расположение ветвей и т.д.).

В полной мере это характерно для карликов, массово ускоренно выращиваемых на продажу – так называемых «голландских пеньков». Поэтому их реализаторы способствуют широкому распространению среди начинающих бонсаистов концепции существования у растительной миниатюры «лица».

Бонсай для продажиК слову, у бонсай может быть несколько лиц разного типа. Это выбранное самим мастером визуальное лицо, для формирования которого он прилагает максимум усилий. Лицо контейнера, то есть ракурс с лицевой стороны емкости. Как правило, оба указанных лица совмещаются при посадке карлика.

Фото-лицо или ракурс наибольшей фотогеничности композиции. Определяется как воображаемая линия, соединяющая объектив фотокамеры и точку на половине высоты ствола под таким углом, что виден кант заднего края контейнера.

Однако снимок двумерен, поэтому получаемое изображение и реальная объемная миниатюра совсем не одно и то же. Фотографирование бонсай вполне можно отнести к отдельному виду искусства.

Бывает еще барельефное лицо, когда карлик в силу определенных причин отлично выглядит при обзоре только с одной стороны. Подобного рода миниатюры отменно смотрятся на фотографиях, но вживую значительно проигрывают.

В действительности хороший бонсай имеет несколько выгодных для демонстрации ракурсов. И мнение о самом удачном из них у разных мастеров может не совпадать с выбором создателя миниатюры.

Как бы то ни было, зрители будут рассматривать и оценивать композицию с разных точек. Это особенно актуально для выставочных экземпляров.

В западной культуре бонсай стал элементом оформления интерьера и, находясь почти постоянно в доме, практически перешел в разряд комнатных растений.

При этом он может располагаться в любой части помещения, нередко имея круговой доступ для обзора. Так что в этой ситуации нивелируется идея выбора определенного лица.

Поделитесь интересным с другими:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:wink: :twisted: :roll: :oops: :mrgreen: :lol: :idea: :evil: :cry: :arrow: :?: :-| :-x :-o :-P :-D :-? :) :( :!: 8-O 8)