В Междуречье этот камень использовался для изготовления различных украшений и цилиндрических печатей, которые в древнем Шумере играли роль своеобразного удостоверения личности. Оттиском такой печати на глиняных табличках заверялись документы. Для этого ее на боковой поверхности вырезался специальный узор, который после прокатывания по сырой глине позволял получать индивидуальный и неповторимый выпуклый оттиск.
На таких печатях вырезались религиозные или мифологические сюжеты, батальные сцены, животные или растения, орнаментальные композиции. Подобные печати из аметиста были популярны во всех последовавших за Шумером исторических государствах Междуречья: Аккаде, Уре, Вавилоне и Ассирии.
В Древнем Египте аметист использовали для создания овальных гемм с углубленным рисунком – инталий, на которых изображали лики многочисленных богов и фараонов. Из этого камня довольно часто вырезали фигурки для различных украшений, включая так почитаемых египтянами скарабеев.
Такие скарабеи с соответствующими надписями использовались в качестве печатей и играли роль амулетов, их хоронили вместе с мумиями как символ будущего воскрешения тела. Помимо этого из кусков аметиста также вырезали различные сосуды.
Не обходили стороной аметист и мастера сменяющих друг друга правящих Китаем династий. За тысячелетия ювелиры и резчики Поднебесной империи достигли совершенства в создании ювелирных украшений, резьбе различных статуэток, флаконов и шкатулок.
В колыбели современной западной цивилизации – в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме, аметист был довольно популярен при создании различных украшений: перстней, печаток, гемм и т.д. На геммах античные мастера часто вырезали портреты богов, императоров и известных политических деятелей.
Например, в коллекции бостонского Музея изящных искусств имеется небольшая аметистовая гемма с мужским портретом. Изображен на ней, согласно одной из версий исследователей, римский сенатор Марк Юний Брут Цепион. Имя этого патриция стало нарицательным благодаря легенде о ставших крылатыми последних словах убитого заговорщиками Юлия Цезаря – «И ты, Брут?».
Поскольку пурпурный традиционно относится к королевским цветам, многие европейские владыки использовали аметист для отделки символов своей монаршей власти или носили в качестве индивидуальных украшений. Среди королевских регалий с аметистами наиболее известны следующие.
Корона Карла Великого (Reichskrone - Имперская корона) в которой восходили на престол, начиная с коронации в 1027 году Конрада II, почти все монархи Священной Римской империи германской нации. Среди украшающих ее жемчужин и 144 драгоценных и полудрагоценных камней присутствуют аметисты, сапфиры и изумруды (цветовая гамма в византийском стиле).
Корона (венец) царицы Ирины Годуновой супруги царя Федора Иоанновича. Этот головной убор напоминал стену с двенадцатью зубцами, которые символизировали апостолов. По кругу корона была обрамлена крупными сапфирами и яркими аметистами, а зубцы отделаны гранеными кристаллами топазов, рубинов, алмазов и жемчужинами. Дополняли роскошное убранство изумрудные подвески-цепи.
Присутствует этот любимец ювелиров и на королевских регалиях британских монархов. После уничтожения королевских реликвий по приказу Оливера Кромвеля, они были воссозданы вновь в 1661 году ювелиром сэром Робертом Вайнером для коронации Карла II.
Золотая королевская держава украшена жемчужинами и драгоценными камнями, а венчающий ее крест стоит на большом восьмигранном аметисте. В отличие от державы, дизайн королевского скипетра несколько раз менялся, и сегодня его украшают огромный аметист знаменитый бриллиант «Большая звезда Африки».
Из личных монарших украшений из аметиста широко известны серьги императрицы Екатерины II, проданные в 1927 году на аукционе Christie's по распоряжению руководителей Советского Союза. Брошь из окруженной брильянтами аметистовой геммы с портретом британского короля Георга IV. Или королевские аметистовые парюры (ювелирные гарнитуры).
Парюра бабушки Елизаветы II британской королевы Марии (Queen Mary), украшения которой в 1993 году были проданы по частям на аукционе Sotheby’s. Парюра из аметистов и золота, изготовленная для жены Наполеона императрицы Жозефины ювелиром Ж.-Б. Меллерио, которая сегодня принадлежит шведской королевской семье.
Во времена Средневековья за свой фиолетовый цвет, который ассоциировался с воздержанием от страстей и духовностью, аметист стал очень популярен при отделке различных христианских реликвий и утвари.
Перстни с этим камнем начали носить многие священнослужители как католической, так и православной церкви. Поэтому аметист также стали называть кардинальским, епископским, пастырским или архиерейским камнем.
Только начиная с XVIII века аметист начал широко использоваться европейскими ювелирами при создании разнообразных украшений для всех желающих и имеющих возможность их оплатить. Пользуется он популярностью и в наши дни, нередко появляясь в коллекциях таких известных ювелирных домов как Cartier, Van Cleef&Arpels, Boucheron, Bvlgari, Lorraine Schwartz и т.д.
Используемые для изготовления дорогих ювелирных украшений аметисты насыщенного фиолетового цвета принято по мере убывания стоимости разделять на три категории: сибирские (Siberian), уругвайские (Uruguayan) и байя (Bahain). Названия используют для обозначения характеристик кристаллов, а не региона их добычи.
Так самый дорогой сибирский, называемый также «глубокий сибиряк» (Deep Siberian) – это аметист с насыщенным цветом, у которого на основной фиолетовый тон приходится не менее 80%, а на добавочные тона не более 20%. Эти редкие и дорогие кристаллы добывают в месторождениях Сибири, Замбии и Латинской Америки. Более дешевые красивые розовые и светло-сиреневые ювелирные кристаллы аметиста носят название Rose de France.
Следует заметить, что помимо широкого природного распространения, ювелирные кристаллы аметиста синтезируются в промышленных масштабах. Стоимость искусственно выращенных камней сопоставима со среднего качества природными кристаллами, а различить их без специальных лабораторных исследований довольно сложно. Поэтому неудивительно, что около 70% ювелирных украшений с аметистом имеют не натуральные, а искусственные кристаллы.
Камни, имеющие более 35% дефектов (неравномерную окраску, различные включения, трещины, низкую прозрачность) не гранят. Они считаются поделочными и используются для изготовления различных фигурок, шаров, кабошонов, шкатулок и т.д. У коллекционеров также пользуются популярностью красивые аметистовые друзы и распиленные жеоды.