Живущий под землей сказочный народ карликов известен в мифах и сказаниях многих народов. Популярное в русскоязычной среде слово гном (от лат. gnomus – знание) ввел в обиход в XVI веке знаменитый врач и алхимик Парацельс. Используемое еще XVIII веке В Беларуси и на западе России восточнославянское название барздуки (что означает "бородатые" или "духи бузины"), сегодня известно только узкому кругу специалистов и любителей истории.
В языках других европейских народов для обозначения гномов продолжают использовать собственные названия: немцы цверг (zwerg); англичане двоф (dwarf), хотя следует заметить, что для садового гнома они все-таки используют привычное нам gnome; французы нэн (nain);, итальянцы нано (nano); поляки краснолюдек (krasnoludek); норвежцы ниссе (nisse); чехи и словаки трпаслик (trpaslik) и т.д.
Рудокопы на шахтах английского Корнуэлла вплоть до начала XIX века верили, что по соседству с их штольнями руду добывают живущие под землей гномы. Рабочие часто слышали звуки, напоминающие удары кирки по камню, за что прозвали подземных жителей нокерами (англ. knocker – стучащий).
Если поначалу всех этих персонажей объединяло местожительства, рост и владения различными магическими способностями, то со временем во многом благодаря сказкам братьев Гримм, Вильгельма Гауфа и Эрнста Гофмана был создан собирательный образ гномов, как живущего в подземном царстве и знающего все его тайны низкорослого народца. Гномы сведущи в вопросах кузнечного мастерства (куют оружие самим богам), любят коллекционировать драгоценные камни и благородные металлы (могут даже поделиться с людьми сокровищами на определенных условиях), любят подтрунивать над людьми, но могут помочь дельным советом.
Особенно образы гномов популярны в германо-скандинавских сагах, поэтому неудивительно, что сегодня в Германии, Австрии и Скандинавских странах фигурки гномов можно увидеть практически на каждом приусадебном участке. Хотя современные европейцы уже не верят (или не признаются вслух) мифам о подземных жителях, но начиналось все именно с веры в то, что встреча с гномом в будущем сулит удачу в делах. Со временем люди перестали надеяться на случайность и начали устанавливать во дворах фигурки гномов, вырезанные из дерева. Так маленькие человечки переселились на поверхность, но они еще не имели того образа, который ассоциируется с садовым гномом.
Как в свое время рекламная компания Кока-колы подарила миру «стандарт» на внешний вид Санта-Клауса, так и городок Гревенрода (Grafenroda) на территории расположенной в центре современной Германии области Тюрингия стал родиной классического садового гнома в красном колпаке. Городок Гревенрода в начале позапрошлого столетия являлся центром по изготовлению различных изделий из керамики и гномов для украшения приусадебных участков практически одновременно начали производить на нескольких мануфактурах.
Но их «отцом» принято считать Филиппа Грибеля (Philipp Griebel). Согласно преданию однажды заблудившись в лесу, он набрел на штольню рудника, где рабочие как раз заканчивали смену. Выводя незадачливого мастера керамики к дому, шахтеры поведали ему легенды и предания о подземных жителях и подарили на память яркий красный колпак. Это нехитрое изделие одновременно выполняло несколько функций – помогало рабочим видеть друг друга в освещаемой лишь свечами выработке и служило своеобразной «каской», а также защищало от гнева не желающих расставаться со своим добром духов гор. Результатом этой встречи и стало начало массового изготовления фигурок керамического садового гнома в красном колпаке.
Точная дата этого примечательного для истории садовых гномов события до сих пор неизвестна. Уточняющим ориентиром может служить тот факт, что в 1847 году сэр Чарльз Ишэм (Charles Isham) установил в саду своего имения Лэмпорт Холл (Lamport Hall) в Нортгемптоншире (Northamptonshire) 21 фигурку керамических гномов, которых он приобрел во время путешествия по Германии.
Из этой коллекции до наших дней «дожил» лишь один из гномов – Лэмпи (Lampy), фигурка которого выставлена в Лэмпорт Холле и в 1997 году была на всякий случай застрахована на один миллион фунтов стерлингов.
Собственное предприятие по выпуску садовых гномов из обожженной глины Филипп Грибель основал в 1874 году. Через десять лет он представил свои фигурки на Лейпцигской торговой ярмарке, после чего заказы посыпались как из рога изобилия. Семейное предприятие Грибелей просуществовало более ста лет, прерывая выпуск гномов только в период Первой мировой войны, правления гитлеровского нацистского режима и на некоторое время после вхождения Тюрингии в состав ГДР.
Коммунистическое руководство сначала закрыло производство, но довольно быстро смекнуло, что маленькие сказочные гномы приносят реальный доход в свободно-конвертируемой валюте. Но пережившее мировые потрясения предприятие Грибелей, на котором все также продолжали делать высококачественные фигурки вручную, было «убито» дешевыми китайскими гномами, заполонившими рынок в конце XX столетия. В 2001 году правнук основателя Рейнхард Грибель (Reinhard Griebel) свернул бизнес по производству гномов, оставив только небольшую мастерскую и посвятив все заботы Музею гномов династии Грибелей.
В том же городке в 1872 году открыл собственную мануфактуру по производству садовых гномов и Аугуст Хайсснер (August Heissner). Со временем его керамические гномы стали не менее популярны у покупателей. Но в отличие от предприятия Грибеля, производственные мощности которого после Второй мировой войны оказались на территории ГДР и его деятельность подчинялась директивам коммунистического руководства, фирма Хайсснера имела завод в г. Лаутербах (Lauterbach) земли Гессен, которая вошла в состав ФРГ.
Подчиняясь законам конкуренции и развития рынка, компания не ограничилась производством фигурок для украшения сада, а постепенно расширяла линейку товаров для обустройства сада. С 1960 года Heissner AG включилась в изготовление насосов для прудов и фонтанов, затем начала выпуск материалов для обустройства, очистки и украшения прудов. На сегодняшний день компания является мировым производителем оборудования для садовых прудов и декоративных водоемов в помещениях.
А что же садовые гномы? Их изготовление постепенно изменялось. В 1964 году фигурки начали делать из ПВХ, а после объединения в конце 1999 года с китайской компанией PeakTop AG и образования Heissner-PeakTop Group, их производство плавно переместилось на территорию Поднебесной империи. После 2006 года садовые гномы и вовсе исчезли с каталогов украшений для сада и пруда.
Несмотря на сход с арены зачинателей массового производства фигурки гномов остаются хозяевами множества садов в европейских странах, США и Австралии. Падение «железного» занавеса открыло им путь в страны Восточной Европы и СНГ. Но и сегодня их излюбленным местом жительства остаются приусадебные участки и даже балконы и мансарды домов в Германии, где по приблизительным оценкам их «популяция» превышает 14 миллионов особей.
Интерес к ним то падает, то вспыхивает с новой силой, особенно под действием попыток борьбы с садовыми гномами, как с проявлением мещанства и безвкусицы. Так в Великобритании после запрета в 2009 году использовать гномов во время международной выставки цветов в Челси и введение по настоянию священников штрафа за установку садовых гномов в районе церквей более чем двадцатилетнее затишье сменилось все возрастающей популярностью. В 2011 году британцы купили уже в два раза больше фигурок гномов по сравнению с предыдущим годом.
Со временем изменился и внешний облик гномов – теперь они «помогают» поливать растения и охранять сад с оружием в руках, «разъезжают» на харлеях и «болеют» с хозяевами за любимую команду.