Сегодня уже мало кого удивит растущее в контейнере карликовое деревцо. Бонсай стал популярным украшением интерьера различных учреждений и обосновался во многих жилищах. Зачастую эти экземпляры являются выращенными ускоренными методами для массовой продажи так называемыми «голландскими пеньками».
Но даже такой преходящий модный тренд способствует повышению интереса к созданию миниатюр. Как правило, представителей западной цивилизации интересуют нюансы техники формирования бонсай, а не духовные аспекты. Основополагающим моментом в этом случае является выбор стиля для выращиваемого деревца.
Методы и приемы миниатюризации способны сделать карликовыми обыкновенные деревья. Но не каждое из них станет настоящим бонсай. Для этого растение должно отвечать определенным канонам. Их целью является создание впечатления многолетнего преодоления деревцом трудностей произрастания в неблагоприятных природных условиях. Чем естественней при этом выглядит растение, тем выше искусство мастера.
Большинство устоявшихся в странах Восточной и Юго-Восточной Азии школ формирования растительных миниатюр имеют своды определенных правил. По большей части они не очерчивают строгих границ, позволяя в полной мере проявляться творческой фантазии.
Композиции китайских или вьетнамских мастеров нередко дополняются разнообразными декоративными элементами: глиняными фигурками людей, птиц и животных, домиками, статуэтками Будды и т.д.
Однако получивший наибольшее распространение японский бонсай отличается довольно строго регламентированными канонами. Переняв от китайцев методику и терминологию, японцы разработали четкие правила формирования идеальной миниатюры.
Они объединяют совокупность основных параметров, которые касаются не только самого растения (формы ствола и кроны, соотношения отдельных частей и т.д.), но также регламентируют размер и пропорции контейнера, подбор столика, приемы экспонирования и т.д.
Подобная требовательность к частностям приводит к тому, что гениальные творения рождаются в том случае, если мастер отклоняется от установленных норм. Но это удел немногих виртуозов.
А начинающим бонсаистам следует детально изучать и по возможности придерживаться существующих правил, поскольку они совершенствовались веками, чтобы позволить каждому вырастить достойную миниатюру.
Подражание природе породило множество стилей и подстилей (категорий) японского бонсай. И каждый создает свой характерный образ растительной миниатюры. Приблизительно десяток из них является базовым и составляет основу всех остальных вариаций. При этом один и тот же экземпляр может одновременно удовлетворять требования нескольких стилей.
Большинство разработано для одиноко растущих деревцев от крошечных высотой около 2 см до больших образцов ростом свыше метра. Также есть варианты создания групп или небольших рощиц. Следование в меру возможностей выбранному стилю позволит избежать большинства ошибок и быстрее добиться успеха.
Тёккан/Чоккан (Chokkan, 直幹) – формальный (классический) прямостоящий или мачтовый стиль. Имитирует дерево, растущее в благоприятном микроклимате на открытом пространстве вне конкуренции сородичей.
Достаток солнечного света, влаги и плодородная почва способствуют гармоничному равномерному развитию растения. Поэтому такой бонсай характеризуется соразмерностью отдельных частей, создающих пропорциональную композицию.
Ствол у такого растения должен быть прямым, сужающимся равномерно к вершине. Его нижняя треть полностью свободна от веток, что позволяет любоваться корой и растущими симметрично мощными корнями. Крона также суживается с высотой, образуя пирамидальную по очертаниям фигуру с шарообразной или остроконечной верхушкой.
Ветви от ствола отходят горизонтально и равномерно во всех направлениях, только нижние могут немного нагибаться к земле.
Располагаться в соседних ярусах они должны в шахматном порядке не перекрываясь, чтобы обеспечивать беспрепятственный доступ света и воздуха. С высотой ветки сгущаются, утончаются, укорачиваются и обильнее покрываются листвой.
Как расположенный вверх вершинной треугольник создает впечатление устойчивости, так и растительная миниатюра в стиле тёккан должна выглядеть незыблемой и массивной. Композицию завершает соразмерный круглый, овальный или прямоугольной формы контейнер.
Стиль оптимален для ели, кедра, лиственницы, японского кипариса, криптомерии, дзельквы, можжевельника, гинкго, бука, вяза, сливы, апельсинового дерева, липы, индийского финика.
Моёги/Мойоги (Moyogi, 模様木) – неформальный (вольный) прямостоящий стиль. В естественной среде деревья с изогнутым стволом встречаются практически повсеместно. Поэтому появление подобного образа для бонсай совсем неудивительно.
По количеству воплощений в миниатюре он является наиболее распространенным – если у мастера при выборе стиля возникают сомнения, то результатом обычно становится моёги.
Основной отличительной чертой подобного бонсай является волнообразно изгибающийся прямостоящий ствол. Причем по направлению к вершине его диаметр и амплитуда изгибов уменьшаются. Для уравновешивания композиции верхушка располагается на одной вертикальной линии с основанием растения.
Нижний изгиб такого конического ствола должен быть отчетливо выражен. Желательно чтобы у основания деревцо было с небольшим наклоном, который плавно переходит в сформированный изгиб.
А выступающие над почвой корни хорошо просматривались с противоположной наклону стороны. В этом случае миниатюра смотрится более эффектно. Бонсай выглядит не так зрелищно, когда ствол сначала вертикален, а затем на некоторой высоте начинает искривляться.
Так как моёги это несколько видоизмененный стиль тёккан, то формирование кроны осуществляется согласно тех же принципов. При этом располагаемая на уровне 1/3 высоты дерева первая ветка направляется в сторону изгиба. Крона не должна выдаваться за пределы вытянутой формы контейнера (овального, прямоугольного, с закругленными краями).
Может применяться практически для любого вида деревьев, но чаще всего для дуба (черешчатого, каменного, скального, пробкового), сосны (белой, обыкновенной, сибирской), кедра, кипарисовика, можжевельника, клена, бука, вяза, ясеня, фикусов, апельсинового дерева, сливы, айвы японской.
Сякан/Шакан (Shakan, 斜幹) – наклонный или склоненный стиль. Символизирует дерево, которое всеми силами сопротивляется неблагоприятной окружающей среде.
Толи сильный порыв ветра едва не выкорчевал растение, толи оно энергично тянется к свету из-под полога густой тени. Главное, что деревцо не сдается, демонстрируя несгибаемую волю к жизни.
Прямой или искривленный в небольшой степени ствол такого бонсай отклоняется в одну сторону как минимум на 30° от вертикали. Оптимальным считается наклон на 30°-45° (то есть 60°-45° от плоскости контейнера). Корни с внешней по отношению наклона стороны ствола должны выступать из грунта и выглядеть мощными, надежно удерживающими растение от падения.
Поскольку сякан считается вариацией мачтового стиля, то при формировании кроны рекомендуется придерживаться описанных ранее принципов. При этом самая нижняя ветка располагается от земли на расстоянии 1/4 или 1/3 высоты растения и направлена в противовес наклону ствола для уравновешивания композиции.
Верхушка тянется вверх или немного наклонена вперед. Также бонсай будет выглядеть гармоничнее если ветви слегка опущены вниз и с внутренней стороны наклона чуть короче чем с внешней.
Основная часть миниатюры должна располагаться над поверхностью неглубокого прямоугольного или вытянутого овального контейнера.
Подходит такой стиль для большинства как лиственных (липа, клен, дуб, яблоня, береза, айва японская, глициния, боярышник обыкновенный, пираканта, оливковое дерево, сагереция, портулакария афра и т.д.), так и хвойных (сосна, секвойя, кедр, можжевельник туя и т.д.) растений.
Хокидати/Хокидачи (Hokidachi, 箒立ち) – прямостоящий стиль с метлоподобной кроной. В природе подобную форму имеют растущие в благоприятных условиях деревья с широкой раскидистой кроной. Это один из базовых стилей бонсай, который наряду с моёги считается наиболее доступным для начинающих.
Свободный от веток прямой вертикальный ствол составляет треть высоты растения. Он не должен выглядеть ни слишком длинным, ни коротким. Корни расходятся от ствола горизонтально и равномерно во все стороны. Сажается деревцо в центре контейнера.
Главной отличительной чертой такого бонсай является крона. Ее основные ветви расходятся с одной верхней точки ствола. Она должна быть симметричной, густой и однородной с шаровидной верхушкой.
В продольном сечении крона напоминает раскрытый веер, а само деревцо – аккуратную метелку, воткнутую ручкой в почву. Пропорциональное соотношение высоты кроны и ствола составляет 2 к 1.
При этом фрактальная форма не пересекающихся равномерно распределенных по объему веточек образует филигранную 3D-фигуру, которая делает бонсай в стиле хокидати эффектным даже в отсутствие листвы.
Хороши для этого стиля обладающие тонкими ветвями лиственные растения: липа, дзельква, ясень, вяз, клен, граб, азалия, слива а также апельсиновое, земляничное и гранатовое деревья. И совсем не подходят ива или береза.
В следующей части будут рассмотрены более сложные стили, позволяющие формировать не менее неординарные своеобразные одиночные растительные композиции.
ПРЕКРАСНО!
Огромное спасибо!
Отличная статья.Спасибо.