Искусство создания изысканных и изящных живых растительных миниатюр популярно во многих странах. Оно известно широкой публике как бонсай и считается исконно японским. При этом представителей западной культуры привлекает экзотичность облика и не интересует неявная для непосвященных духовная составляющая.
Используя отточенные приемы восточных мастеров, западный человек стремится к достижению внешнего эффекта. И только малой части увлеченных формированием карликовых деревьев ведома скрываемая за миниатюрными листочками истинная суть данного искусства.
КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Подлинные события, которые привели к зарождению традиции выращивания в разнообразных емкостях живых миниатюр, теряются в глубине тысячелетий. В гробницах Древнего Египта имеются изображения, где подобные растения расположены возле храмов. Полагают, что в жизни египтян времен фараонов они могли играть определенную роль в религиозных обрядах или методиках врачевания.
В Древней Индии лекарственные растения в небольших контейнерах были атрибутом странствующих врачевателей и монахов. Подобная компактность позволяла всегда иметь под рукой свежие ингредиенты для нужного снадобья. Из Индии аювердическая медицина и буддизм проникли на территорию Китая.
Скорее всего, вместе с ними там появились и переносимые в специальных емкостях растения. Для облегчения транспортировки их компактность увеличивали путем регулярной стрижки и обрезки. В результате листья мельчали, ветви росли гуще и само растение гармонично уменьшалось. Со временем подобные манипуляции стали техникой создания декоративных миниатюр.
Как бы ни было, но именно Китай считается тем местом, где в IV-II веках до н.э. зародилось оригинальное искусство создания миниатюрных ланшафтов – пэньцзин (盆景) или пенджинг (pen jing), где «pen» плошка, горшок и «jing» пейзаж. На протяжении веков оно развивалось, формируя новые стили и направления, а также проникая на территорию соседних стран: Кореи, Вьетнама, Японии.
В каждой из стран мастерство миниатюризации растений преломлялось в свете местных культурных традиций и народного менталитета. В результате возникают различные предпочтения и представления об идеале.
Так, в отличие от Китая, в Японии ландшафты не столь разнообразны, поэтому особую популярность обрело формирование отдельных карликовых деревьев – пентсай (penzai или 盆栽), что переводится «растение в плошке» и по-японски звучит как бонсай.
Точное время, когда именно в Японии начали осваивать умение создавать растительные миниатюры неизвестно. По некоторым сведениям это случилось еще до 800-х годов, по другим – в XIII столетии.
Известные своей изысканной эстетичностью и склонностью к символизму японцы довели до совершенства мастерство выращивания карликовых деревьев. При этом к формированию бонсай и подбору контейнера они предъявляют очень строгие требования, ставшие почти нерушимыми канонами.
Именно наиболее канонизированный бонсай страны Восходящего Солнца в первой половине ХХ столетия начал успешное «покорение» Европы и Америки. Сегодня это считающееся традиционно японским искусство имеет огромное количество почитателей в разных странах. И среди миллионов сформированных миниатюр подавляющее большинство являются вариацией стилей японских мастеров.
ТАИНСТВО БОНСАЙ
Как и подавляющее большинство аспектов восточной культуры и философии, бонсай кажется доступным и очевидным взору каждого наблюдателя. Но в то же время за его простотой скрывается понятный лишь посвященному потаенный смысл.
Доступными и общими для всех, кто занимается формированием растительных миниатюр, являются агротехнические приемы. Причем термин бонсай используют как для техники выращивания, так и для самих карликовых растений.
Создаются растительные миниатюры из нормальных деревьев и кустарников, которые в благоприятной среде достигали бы отнюдь не карликовых размеров.
Однако попав в руки бонсаиста, они постоянно подвергаются воздействию угнетающих их развитие факторов. Но одним негативным влиянием результата добиться не получится – постоянное пребывание в экстремальных условиях приведет к гибели растения.
В действительности уменье формировать бонсай это баланс между диаметрально противоположными воздействиями, когда ведущие к смерти ограничения компенсируются поддержкой жизненных сил. То есть, обрезая крону и корневую систему и помещая растение в сдерживающий рост корней контейнер с обедненным субстратом, необходимо обеспечить получение всех необходимых питательных веществ за счет подкормки.
Места срезов веток и удаления коры обязательно обрабатываются антисептиком. Размещение под ярким солнечным светом для уменьшения размера и увеличения густоты листьев требует регулярного увлажнения путем регулярного полива и обильного опрыскивания. Чем точнее соблюдено равновесие, тем элегантнее бонсай.
Подобно иным видам искусства создание растительных миниатюр требует овладения определенными навыками. Изучение теории и практические занятия позволяют стать настоящим профессионалом. При этом, как и в любом деле, шедевры создаются мастерами с подлинным талантом.
Японскому бонсай присущ лаконизм, естественность и строгость. Как скульптор отсекает от глыбы мрамора все лишнее, так и бонсаист формирует живую карликовую «скульптуру» сохраняя минимум для достижения природного совершенства.
В XII веке в Японию проникло такое оригинальное течение буддизма как дзэн. Согласно его постулатам для постижения изначальной сути вещей требуется устранение всего лишнего. Каждое мгновения бытия при этом ценно само по себе. Такое стремление к минимализму, особые методы тренировки разума и осмысления истины нашли благодатную почву в японском обществе.
Бонсай в этом случае является объединением утверждений дзэн-буддизма о прекрасном даже в незначительном и любви к природе. Формирование растительной миниатюры требует терпения и не приемлет суеты. Уход за карликовым деревцом превращается в своеобразный ритуал, который вызывает ощущение спокойствия и вдохновения сродни медитации.
Периодическая концентрация в процессе работы с растением вызывает не только помогающее формировать совершенную композицию вдохновение, но и позволяет интуитивно познавать духовную сущность вещей.
С этой же целью растительная миниатюра используется как объект сосредоточения при медитации и предмет для размышлений. То есть, карликовое деревцо является элементом практики дзэн-буддизма.
Вместе с тем это отнюдь не любое деформированное причудливым образом руками человека растение. В дзэн все сущее обладает божественным единством, поэтому для внутреннего развития важно слияние с окружающей природой. Какой-бы малой ни была частичка природы, она имеет большое значение, поскольку заключает в себе тайну.
Бонсай олицетворяет воздействие сил природы: палящего солнца, ливней и снегопадов, обедненной почвы, сильных ветров, ударов молнии и т.д. В японских садах также произрастают ниваки – формируемые по схожим канонам, но сохраняющие свои природные размеры деревья. Для мастеров страны Восходящего Солнца оба варианта выступают способом самовыражения на пути духовного постижения мира.
Представителей западной культуры в основном привлекает изысканная экзотичность облика растений. Особо не вникая в тонкости они даже ниваки за внешнее сходство назвали садовым бонсай.
Формируя растение в определенном стиле западные мастера воспринимают его как вариант классического топиари. То есть, выражают основной тезис своей цивилизации – воплощение господства над природой человека.
В этом случае выращивание растительной миниатюры – просто хобби. К тому же в мегаполисах это позволяет обитателям непосредственно соприкасаться с частичкой живой природы. Популярность бонсай привела к разработке ускоренных методов массового получения карликовых деревьев в питомниках.
Подобная коммерциализация обусловила появление огромного количества заштампованных образцов, которые по аналогии с называемыми «голландцами» промышленными комнатными цветами именуются «голландскими пеньками».