НИВАКИ или САДОВЫЙ БОНСАЙ – ЧТО ЕСТЬ ЧТО и КАК СОЗДАТЬ ШЕДЕВР В СВОЕМ САДУ. Часть 1 (японские стили ниваки)

НивакиИзысканный ландшафтный дизайн с маленькими прудиками, альпийскими горками, беседками и причудливой формы кустами и деревьями все чаще и чаще можно увидеть на разных по форме и размерах загородных участках. Сравнительно недавно на них начали появляться деревья причудливой формы, которые за сходство с давно известными маленькими деревцами стали именовать садовым бонсай.

Однако это не совсем корректно – в японской традиции садоводства подобные деревья имеют название ниваки и свои довольно строгие каноны формирования. В одной статье, разумеется, невозможно рассмотреть все нюансы, поэтому здесь мы вкратце познакомимся с основными стилями. А для желающих самостоятельно сформировать ниваки в своем саду рассмотрим техники и общий алгоритм работ Также, в специальном питомнике можно выбрать и приобрести уже готовое ниваки.

Сад любого размера в Японии это не просто место отдыха и любования чудесным пейзажем из растений. Это часть древней культуры, философии, религии и способ самопознания. Поэтому внешний вид и месторасположение почти всех деревьев и кустарников несет определенную смысловую нагрузку, в большинстве случаев скрытую от европейца.

Ниваки (庭 – нива (сад) и 木 – ки (дерево)), в отличие от бонсай, не ограничено по высоте и растет на открытом пространстве, а не в специальном контейнере (плошке). Поэтому ниваки не ограничивают в питательных веществах и не пересаживают. В остальном применяются практически те же техники формирования с использованием обрезки и установки растяжек и распорок.

Изначально ниваки формировались в японских дзен буддийских садах в Киото и окрестностях, и для их создания использовалась местная растительность: сосна, клен и камелия. Но со временем ниваки стали формировать практически со всех видов хвойных и лиственных деревьев японских островов, подбирая для каждого наиболее подходящий стиль.

Придя в Европу, традиция ниваки столкнулась с другой культурной средой и климатическими условиями. Это обусловило иные эстетические каноны и виды деревьев, что в результате привело к возникновению европейского ниваки или, как его чаще называют, садового бонсай.

Если рассматривать эти различия в культурном аспекте, то японское ниваки стремится подчеркнуть воздействие на дерево естественных сил природы, а европейский садовый бонсай – торжество над природой человека.

В техническом плане различия проявляются в том, что японцы используют длительный процесс обрезки ветвей, а европейцы более быстрый метод стрижки «лап», который они довольно давно и хорошо освоили при создании топиари. Также европейцы более раскованы касательно строгих канонов стилей, что приводит к возникновению новых форм и, в свою очередь, оказывает влияние на японское ниваки.

СТИЛЬ НИВАКИ

Согласно японским канонам ниваки повторяет стили бонсай только в больших масштабах. Работы проводятся как над формированием ствола и скелетных ветвей, так и кроны дерева. В первом случае к названию стиля прибавляется суффикс шитатэ (仕立て). При этом выделяют восемь основных классических стилей ниваки.

Тёкан (直幹, прямой ствол) – сформированная одним вертикальным прямым утолщающимся книзу стволом классическая форма. Боковые ветви при этом должны располагаться параллельно поверхности земли.
Сокан (双幹, близнецы или раздвоенный ствол) – дерево сформировано с раздвоенным как можно ближе к земле стволом.
Сякан (斜幹, наклонный ствол) – сформированная одним прямым стволом под углом к плоскости поверхности земли наклонная форма. Такие деревья чаще всего располагают на берегу водоемов с наклоном к воде.

Также рекомендуем:   ВЫБОР РАСТЕНИЙ ДЛЯ ТОПИАРИ

Стили ниваки – Тёкан, Сокан, Сякан
Стили ниваки – Тёкан, Сокан, Сякан

Кэнгай (懸崖, поникающий ствол или каскадный стиль) – ствол дерева при формировании направляют вниз, ниже уровня его основания. Ниваки в этом стиле располагают возле водопадов, над которыми оно нередко свисает с искусственно созданной скалы.
Монкабури (門かぶり, дерево над входом) – после формировки над входом в сад должна быть горизонтально расположена одна длинная нижняя ветка дерева. В Японии монкабури считается символом успеха и удачи.

Стили ниваки – Кэнгай, Монкабури
Стили ниваки – Кэнгай, Монкабури

Киотосская форма (DaiSugi или Kitayama Sugi)– возникла в свое время в Киото при заготовке древесины криптомерии, когда из поросли на пеньках формировались новые стволы. В Японии для нее используют только криптомерии, но в нашем климате для этого лучше всего подходит ель обыкновенная.
Котобуки (寿, иероглиф «счастье») – форма очертаниями похожа на иероглиф «счастье». Нижние ветки обязательно прикрывают каменный фонарь или камень. По японской традиции формируют в саду как дерево-оберег.
Моёги (模様木, извилистый ствол) – ствол дерева формируется извивающимся в одной плоскости подобно синусоиде. Подстилем моёги является банкан, когда ствол дерева искусственно состарен и довольно сильно закручен в виде спирали.

Стили ниваки – Киотосская форма, Котобуки, Моёги
Стили ниваки – Киотосская форма, Котобуки, Моёги

Помимо основных, также пользуются заслуженной популярностью следующие стили формирования ствола и скелетных ветвей дерева.

Тякан (多幹,многоствольный) – основной ствол дерева не одинок, а разделяется на совокупность идущих с одного уровня лидеров.
Эда-сукаши (枝透かし, прозрачная ветка) – прореженные ветки призваны подчеркнуть природные тенденции роста дерева.
Кобуши (拳, кулак) – прореживание веток осуществляется с целью акцентирования на их архитектуре. Для этого каждую осень срезается весь прирост за текущий год, что в результате приводит к образованию на ветвях узловатых утолщений и наростов в виде «кулаков».

Стили ниваки – Тякан, Эда-сукаши, Кобуши
Стили ниваки – Тякан, Эда-сукаши, Кобуши

Различие в методах формирования силуэта кроны определяет свои стили, для обозначения которых используется суффикс зукури (造り). Наиболее часто встречающимися в этом случае являются следующие стили.

Тама-зукури (玉造り, стиль шаров или мячей) – «лапы» имеют шарообразную или яйцеподобную форму. Для этого стиля существуют два подстиля или разновидности: плотно упакованные соприкасающиеся шары, которые закрывают ствол; разреженные шары, сквозь которые просматриваются ствол и ветви. Поскольку этот стиль требует использования ножниц для обрезки, то его еще так и называют карикоми-басами (刈込み鋏– ножницы для обрезки).
Мацу-зукури (松造り, стиль сосны) – традиционный стиль для формирования сосны, которая играет одну из ведущих ролей в японских садах. Применяя этот стиль, мастера часто стремятся придать дереву образ горы.

Стили ниваки – Тама-зукури, Мацу-зукури
Стили ниваки – Тама-зукури, Мацу-зукури

Дан-зукури (段造り, стиль шагов) – ветви с хвоей (листьями) расположены по бокам ствола пошагово в шахматном порядке образуя ступени своеобразной лестницы.
Кай-зукури (貝造り, стиль ракушек) – форма сформированных хвоей (листьями) «лап» напоминает плоскую раковину моллюска.
Хако-зукури (箱造り, стиль коробки) – «лапам» придается форма прямоугольной или квадратной «коробки».

Стили ниваки – Дан-зукури, Кай-зукури, Хако-зукури
Стили ниваки – Дан-зукури, Кай-зукури, Хако-зукури

При подготовке публикации использованы материалы:
Книги: Jake Hobson. «Niwaki. Pruning, Training and Shaping Trees the Japanese Way»
Сайта: nivaki.ru

Поделитесь интересным с другими:
    1. Есть такие любители, которые творят подобный шедевры на своих участках и фигуры топиари стригут – просто загляденье :-o Хотя с их опытом работы они, скорее специалисты :arrow: , хотя и без официальных дипломов :-x

    1. Иногда кажется, что сами японцы с другой планеты :-o Чего только стоит попытаться понять дзен буддизм или символизм трехстиший хокку :wink:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:wink: :twisted: :roll: :oops: :mrgreen: :lol: :idea: :evil: :cry: :arrow: :?: :-| :-x :-o :-P :-D :-? :) :( :!: 8-O 8)