С ростом популярности бонсай становится все больше желающих обзавестись столь экзотичной и эффектной живой миниатюрой. Настойчивые любители хлопотать над домашней растительностью пытаются вырастить подобное деревцо самостоятельно. Нетерпеливые могут приобрести почти или уже окончательно сформированный экземпляр.
Однако в любом случае владельцу деревца потребуется знание разработанных японскими мастерами канонов определенных стилей. Это поможет избежать ошибок как при изначальном создании, так и поддержке формы готовой миниатюры. Ранее были рассмотрены базовые стили, теперь перейдем к более сложным в исполнении.
Фукинагаси (Fukinagashi, 吹流し) – ветровой стиль. Изображает дерево, которое всю жизнь сопротивляется постоянно дующим на горной вершине или морском побережье ветрам. Это один из красивейших, но в то же время непростых в исполнении бонсай.
Постоянное противоборство с неумолимой стихией приводит к тому, что силуэт деревца напоминает развивающийся на ветру флажок, когда все ветви и вершина устремлены в одну сторону.
Ствол чаще всего наклонен в ту же сторону, однако он вполне может оставаться вертикальным. Также допускается его раздваивание в верхней части. Возможны даже многоствольные вариации.
В идеале ширина кроны превышает высоту растения. Ветви к вершине укорачиваются. Как правило, наветренная сторона миниатюры лишена ветвей. Если они все же имеются, то в процессе формирования бонсай их следует изогнуть в общем направлении. Поскольку это может быть кардинальный поворот на 180° делать его следует постепенно и осторожно.
При взгляде на произрастающее в прямоугольном или овальном контейнере деревцо должна явственно ощущаться его исхлестанность порывами ветра. Для этого на ветвях оставляется минимум листвы или только молодой прирост хвои.
Стиль применим практически для всех видов деревьев. Желательно выбирать экземпляры с мелкой листвой и толстым стволом. Чаще всего по канонам фукинагаси формируют сагерецию чайную, березу, ель, можжевельник китайский, сосну Тунберга (японская черная сосна).
Кенгай (Kengai, 懸崖) – каскадный или свисающий стиль. Символизирует борющееся за выживание дерево в экстремальных условиях на краю крутой скалы в горах или утеса на побережье. В результате противостояния немилосердной судьбе эти деревья растут, свисая вниз.
Подхваченные ветром семена попадают в расщелины и начинают прорастать, прочно ухватившись за камень проникнувшими в трещины корнями. Однако ствол и ветви свешиваются в пропасть под тяжестью собственной кроны, снежного покрова, ударами падающих сверху камней и т.д.
Такой миниатюрный образ дерева на склоне кручи создается путем изгибания ствола и веток. В результате основная часть кроны ниспадает вниз. Стиль кенгай является полным каскадом, поэтому вершина растения непременно должна располагаться ниже основания контейнера.
Сам каскад может формироваться как за счет ствола, так и путем изгибания нижней ветви, которая при этом явно доминирует над растущим вверх стволом.
Чтобы уравновесить композицию, для такого бонсай необходим высокий тяжелый квадратный, шестиугольный или круглый контейнер. Поскольку длина каскада не лимитируется, миниатюру следует размещать на высоком пьедестале или столике-подставке.
У каскада может быть как прямой, так и изгибающийся ствол. Ветви уменьшаются при приближении к вершине и их нижняя сторона лишена хвои или листвы. Как правило, они имеют куполовидной формы профиль. Основание ствола обычно располагается по центру контейнера и имеет хорошо развитые выступающие корни.
Стиль кенгай имеет пять разновидностей конфигурации каскада. Dai-kengai характеризуется экстремальным углом изгиба, приближающимся к 90°.
Каскад «падает» почти отвесно параллельно боковой поверхности контейнера. Вершина направлена вверх и расположена на одной вертикали с основанием ствола.
Taki-kengai «стекает» вниз более полого, искривляясь под близким к 45° углом. Его крона напоминает спускающийся по горному склону водопад.
Ito-kengai объединяет в единый «поток» тонкие «струи» ствола и отходящих от него длинных веток. Gaito-kengai обладает компактной куполообразной кроной, которая никогда не формируется ближе середины ствола. Takan-kengai является многоствольным вариантом стиля, когда ниспадающий за верхнюю кромку контейнера каскад образую два или более ствола.
Для выращивания в этом стиле растение должно быть пластичным, обладать хорошо гнущимся стволом. Идеальны стелющиеся и ползучие виды. При этом чем медленнее темп роста, тем легче придавать требуемую форму.
Лучше всего подойдут: кизильник, японские айва и азалия (satsuki azaleos), можжевельник, бук, фикус, сосна (черная и японская белая), оливковое дерево, розмарин обыкновенный.
Совсем неприемлемы для кенгай растения с толстыми, крепкими, плохо изгибающимися стволами – кипарис, гинкго билоба, криптомерия и т.п.
Хан-кэнгай (Han-Kengai, 半懸崖) – полукаскадный вариант свисающего стиля. В природе такая форма характерна для деревьев, произрастающих по речным берегам или на краю болот. Ствол растения при этом плавно склоняется вниз, а крона как будто стелется, почти касаясь воды.
Основное отличие от полного каскада заключается в том, что вершина и ветви миниатюры не опускаются ниже основания контейнера.
Изгиб ствола у такого бонсай не резкий, расположение ветвей близко к горизонтальному. Может использоваться более плоский чем для кенгай контейнер.
Пригодны для этого стиля: кизильник, азалия японская (satsuki azaleos), можжевельник, бук, пираканта, фикус, глициния, японская слива, оливковое дерево, сосна японская белая и черная.
Бундзинги/Бунджинги (Bunjingi, 文人木) – интеллектуальный, элитарный или литературный стиль. Это наименование характеризует своеобразное направление в японском изобразительном искусстве. Однако, несмотря на гармоничное внедрение в культурные традиции страны Восходящего Солнца, его истоки берут свое начало в Китае.
В эпоху Сун в традиционной живописи Поднебесной империи зародилось и в XI веке достигло расцвета новое направление – вэнь-жэнь-хуа (живопись интеллектуалов/литераторов).
В написанные тушью монохромные пейзажи гармонично вплетались контуры иероглифов поэтических строк. Полное слияние поэзии, живописи и сопоставимой с ней китайской каллиграфии легло в его основу.
При этом главным считается не точность изображения окружающей природы, а передача сути, ритма бытия. Художником создается своеобразный пейзаж жизнеощущения, в котором в отличие от появившихся позже импрессионистов главенствует разум, а не эмоции.
Произведения создавались не состоящими на государственной службе мастерами, а ради собственного удовольствия представителями образованной элиты: литераторами, поэтами, мыслителями, сановниками и разного ранга чиновниками. Поэтому и именуют направление литературным, интеллектуальным или элитарным.
Вековые связи Японии и Китая способствовали активному культурному обмену между странами. Так что со временем получив местное наименования бундзинга, искусство вэнь-жэнь-хуа стало частью уже японской культуры.
Поскольку приверженцы данного направления пребывали в уверенности, что воображение намного шире видимого мира, то не стремились подражать природе. По сути это единственный фантазийный стиль бонсай.
Каноны как таковые отсутствуют. Мастеру представляется практически полная свобода самовыражения. В странах западной цивилизации этот стиль нередко именуют свободным (freestyle). Отличительные особенности бундзинги – вытянутый тонкий и причудливо изгибающийся ствол, верхняя треть которого увенчана образующими разреженную крону ветвями. Допустимо создание как одиночных, так и многоствольных композиций.
Основной акцент делается на изяществе и элегантности формы ствола. Желательно выбирать растения с шероховатой, грубой и шишковатой корой. Миниатюра вместе с квадратным или круглым контейнером должна составлять единое целое, передавая гармонию минималистской эстетики. Лаконичный силуэт бонсай олицетворяет стилизованный элемент каллиграфического рисунка.
Подходят для этого стиля как широколистные, так и хвойные растения. Оптимальны для формирования: японская слива, самшит вечнозеленый, розмарин обыкновенный, тимьян, кедр, сосна смолистая или красная, сосна веймутова и сосна белая.
В следующей части будут описаны стили, позволяющие создавать причудливые многоствольные композиции, а также сложные для формирования, но очень привлекательные пейзажи с карликовой растительностью.