Несмотря на возрастающую популярность, бонсай сохраняет за собой статус эксклюзивности и остается символом элитарности украшенного им интерьера. Однако если раньше растительные миниатюры покупались за немалые суммы или выращивались истинными энтузиастами, то сегодня они доступны по довольно демократическим ценам и стали достойным подарком.
Начинающим постигать удивительный мир бонсай никак не обойтись без знания основных особенностей разработанных в течение веков стилей. В предыдущих публикациях были описаны классические базовые и более сложные стили для одиночных миниатюр, а теперь перейдем к многоствольным композициям и коснемся требующих высокого мастерства элитарных.
Сокан (Sokan, 双幹) – один из базовых многоствольных стилей. Представляет собой миниатюру с двумя стволами. Среди окружающей нас растительности подобные сдвоенные деревья отнюдь не редкость.
Оба ствола питает одна корневая система. Вдобавок они растут под некоторым углом таким образом, что с высотой расстояние между ними увеличивается. Угол такого расхождения не должен быть слишком большим, поскольку тогда композиция потеряет естественный вид.
В нижней части стволы не пересекаются и не имеют наклона к лицевой стороне бонсай, с которой должны четко просматриваться. Один из них выше, толще, мощнее и явно доминирует над другим. Если он каким либо образом искривлен, то подчиненный ствол ассиметрично повторяет характер этого движения. Также однотипными должны быть их кроны.
Обычно второй ствол формируется из очень низко расположенной боковой ветви. Если точка расхождения образует «вилку» на неподходящей высоте ее можно попытаться опустить, вызвав образование новых корней путем заглубленной высадки в глубокий контейнер.
Для этого стиля применяются также иные варианты наименования: сдвоенный ствол, близнецы, отец и сын, мать и сын. Последний вариант также нередко используется для близкородственного стиля Содзю/Сожу (Soju, 双樹). Однако, несмотря на довольно сильное внешнее сходство у каждого из них свои особенности.
Принципиальное отличие содзю от сокана в том, что композиция формируется путем очень близкой посадки двух разной высоты деревьев одного вида. При этом главенствующее дерево-«родитель» также композиционно подчиняет дерево-«дитя». Однако у каждого из них своя корневая система.
Растут они в этом случае параллельно (хотя некоторые мастера допускают отклонение «сына» в пределах 15°). Крона подчиненного растения не должна явно примыкать к доминирующему стволу. Обе кроны имеют сходную динамику вершины и могут создавать объединенный в одно целое силуэт.
Стиль сокан не сложен в выращивании, но визуально довольно элегантен. Красота и эстетичность такой посаженной несимметрично или по центру любой формы контейнера композиции зависит от гармоничного соотношения толщин стволов.
Помимо прочего он служит основой для иных многоствольных вариаций. Три растущие из одного корня разные по высоте ствола составляют уже полную семью из «отца», «матери» и «сына». Именуется такой бонсай Санкан (Sankan) и символизирует преемственность поколений. Также свои названия есть у пяти стволов – Гокан (Gokan), семи – Нанакан (Nanakan), девяти – Кюкан (Kyukan).
В стиле сокан желательно формировать хвойные, листопадные или вечнозеленые растения, имеющие мелкие листья и небольшие цветки и плоды. Предпочтение обычно отдается сосне, кедру, еле, секвойе, можжевельнику, вязу, березе, клену, боярышнику обыкновенному, тису ягодному, пробковому и каменному дубу, кипарисовику, гинкго билоба, японским айве и буку, сливе умэ, камелии, азалии, глицинии, криптомерии.
Ёсе-Уэ/Йосе-Ю (Yose-ue, 寄せ植え) – роща на ладони или лесной стиль. Миниатюра имитирует участок лесного ландшафта. Композицию составляют отдельные разной толщины, высоты и возраста карликовые деревца одного вида. Символизирует такой бонсай преемственность и связь поколений.
С целью придания миниатюрному лесному пейзажу естественности деревья высаживают нелинейно и на разном расстоянии друг от друга, добиваясь таким образом природной хаотичности.
Также реалистичность возрастает, если за счет грунта формировать неровную «местность» и осуществлять посадку на разной высоте. Такой многоуровневый ландшафт усиливает глубину и визуально расширяет пространство.
Количество стволов зависит от предпочтений той или иной японской школы бонсай. Главное чтобы число задействованных экземпляров было нечетным.
В некоторых случаях композиция даже имеет собственное наименование: три деревца – Sambon-yose, пять – Gohon-yose, семь – Nanahon-yose, девять – Kyuhon-yose. Согласно воззрениям адептов одних школ гармония достигается исключительно при девяти или девятнадцати карликах. Другие не столь категоричны и не ограничивают число растений.
В группе насаждений наличествует одно самое крупное, внушительное и красивое дерево, которое играет роль «матери леса». Рядом с ним желательно располагать пару экземпляров поменьше, но также мощных и хорошо просматривающихся.
По мере удаления от этого центра размер высаживаемых растений уменьшается. В композиции может присутствовать не одна, а несколько таких групп, но в каждой из них сохраняется указанная иерархия объектов.
Родительское дерево обычно сдвигается в сторону на треть длины от центра мелкого контейнера (овального или квадратного) или произвольной формы вытянутой тонкой каменной плиты. Кроны растений формируют единую композицию, повторяя ритм и направление движения «материнского» карлика.
У деревьев переднего плана более разрежена крона и хорошо просматривается ствол. На заднем плане для усиления перспективы возможна организация более плотной посадки растений, имеющих низко расположенные ветви густой кроны. Весь пейзаж должен производить впечатление многолетнего естественного постепенного добавления молодых деревьев к старому ядру рощи.
Пригодны для данного стиля: сосна стланиковая европейская, кизил блестящий, бук, береза, клен завитой, граб, ива арктическая, туя, тсуга черная, дзельква, черемуха виргинская, древовидные толстянки.
Икадабуки (Ikadabuki, 筏吹き) – упавшее дерево или плотообразный стиль. Отображает природную ситуацию, когда сваленное стихией дерево все же остается жить. Уцелевшая корневая система продолжает питать оставшиеся целыми ветви. Со временем они укореняются и разрастаются, превращаясь в самостоятельные деревья. Стиль символизирует способность выживать и развиваться в сложных условиях.
В такой композиции превратившиеся в растущие вверх стволы ветви как бы «плывут» на частично погруженном в почву горизонтальном базовом стволе-«плоту».
При формировании икадабуки в зависимости от вида используемой растительности избирают прямую или изогнутую вариацию стиля.
Прямая вариация предполагает расположение тянущихся ввысь карликов на одной линии вдоль толстого и относительно короткого исходного ствола. Как правило, они растут вертикально или с небольшим наклоном. Наличие заметных изгибов требует их повторения у каждого экземпляра.
В случае изогнутой вариации горизонтальный основной ствол достаточно длинен и имеет несколько изгибов. Кривизна обычно также присутствует и в силуэте соединяемых им веток-стволов.
Для «плота» подбирается деревцо, у которого ветви расположены преимущественно с одной стороны. При этом те, что короче 7 сантиметров обрезаются. С противоположной стороны удаляются все ветки и участками срезается кора. Места срезов обрабатываются стимулятором роста корней. Исходная корневая система примерно на треть сокращается.
После этого заготовка срезами вниз укладывается в продолговатый глубокий контейнер, засыпается грунтом так, что на поверхности остается 1/3 от толщины ствола с ветками, и фиксируется.
Если гибкость ствола позволяет, то после высадки он изгибается и укладывается на почву. В противном случае деревцо ложится горизонтально и корни засыпаются с образованием холмика.
Затем наступает период ожидания появления и роста новых корней. Для лиственных деревьев этот срок равен 1-2 годам, для хвойных – до 5 лет. Только после укоренения горизонтальной части бонсай удаляется старая корневая система и начинается формирование из веток будущих стволов.
В качестве заготовки следует брать уже достаточно взрослое растение, иначе ветви-стволы перерастут по толщине исходный, нарушив тем самым один из основных канонов – новые деревца должны произрастать из ясно различимого старого лежащего на земле ствола.
Подходят для создания икадабуки практически все быстро укореняющиеся виды деревьев и кустарников. Чаще всего используют бук европейский, фикус, можжевельник казацкий, клен дланевидный, бересклет, ель конику, сосну мелкоцветную (японская белая сосна).
Два оригинальных стиля бонсай – Секидзёдзю и Исицуки – представляют собой гармоничные растительные композиции на скалах. Подобная ситуация в природе имеет место когда подхваченные ветром, птицами или животными семена попадают в расщелины скал или на каменистую почву.
В таких экстремальных условиях дерево вынуждено довольствоваться скудными запасами влаги и питательных компонентов, добываемых корнями из углублений и трещин. Символизируют они вездесущность, приспосабливаемость и неистощимость жизни.
Образ самого карлика может формироваться по канонам любого стиля. Главное – достигнуть гармонии со скалой. Так изогнутые книзу Кенгай и Хан-кенгай сообразны на крутых склонах, а на плато хорошо смотрятся Сякан или Мойоги. Деревцо в стиле Фукинагаси уместно высаживать на вершине, где обычны постоянные и сильные ветра. Расположив группу из нескольких карликов можно создать впечатляющий пейзаж.
Контейнером для такого бонсай служит камень, размер фактуру и цвет которого подбирают под конкретную композицию. При этом горная порода должна обладать определенными свойствами: не растворятся водой, быть стойкой к ингредиентам удобрений, обладать пористостью для впитывания и сохранения влаги.
Также требуется достаточная твердость, чтобы ее можно было механически обработать, а корни не раскрошили за несколько лет.
Расположение корней является основным различием между данными наскальными стилями. Но при этом они настолько близки между собой, что неспециалисту очень трудно определить – кто есть кто. Их нередко смешивают и называют «дерево на камне». Поэтому сначала рассмотрим тот стиль, к которому это определение подходит всецело.
Секидзёдзю/Секижежу (Sekijoju, 石上樹) – оголенные корни на камне. Главная отличительная черта – хорошо видимые выступающие наружу развитые корни. Стиль имеет две вариации образов миниатюры: оплетающее скалу и «вырывающееся» из камня деревцо.
В первом случае бонсай имитирует ситуацию, когда в поисках влаги и пропитания корни растения оплетают камень и проникают в почву под ним. Их оголенные участки покрываются особой защитной корой и стают похожими на ствол.
Скальная глыба может как превышать своими размерами деревцо, так и быть меньше него. Во втором случае композиция воспроизводит закрепившееся на скальной глыбе дерево. Сама скала обнажилась в результате процессов эрозии и в ее трещинах и щелях прочно заякорились корни.
Для такого бонсай выбираются экземпляры с уже хорошо развитыми длинными корнями. Их или фиксируют на поверхности скалы, или пропускают через сквозные щели.
При необходимости отверстия требуемого размера можно проделать искусственно. Затем композиция помещается в заполненный субстратом широкий и плоский контейнер, до которого достают корни.
Пригодны для создания подобных композиций обладающие развитой корневой системой виды; клен, кизильник, можжевельник, слива, вишня, китайский вяз, пираканта, фикус, розмарин обыкновенный, азалия, бук, серисса, сосна, кедр.
Исицуки/Исидзуки (Ishitsuki ,石付き) – укоренившийся в камне бонсай. Требующий высокого уровня мастерства один из сложнейших стилей. Удерживающие и питающие растения корни уходят сквозь щели в недра скалы и практически не видны на поверхности.
Миниатюра размещается и закрепляется в заполненном субстратом углублении в скальной породе. После этого карлик уже не пересаживается, а только поливается и подкармливается. Зачастую такой каменный остров для увеличения количества влаги помещают в широкую и низкую емкость с водой.
Поскольку объем выемки с субстратом невелик, то у растения даже для бонсай довольно экстремальные условия. Поэтому формирование и поддержание подобного рода композиции считается вершиной профессионализма бонсаиста.
Подходят для этого стиля: клен, тимьян, слива, японская айва, бук, кедр, сосна черная, фиговое дерево, можжевельник, дуб.