RSS
home
 
версия для печати

ИКЕБАНА – О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЦВЕТЫ. Часть 3 (символика стилей)

18 Апр

ИкебанаИзначально сакральное значение икебаны со временем отошло далеко на задний план и сегодня скорее интуитивно подразумевается. Тем не менее любая из композиций не просто демонстрирует красоту гармоничного сочетания геометрической формы и цвета. Она отражает мировосприятие и эстетику японской культуры (об этом подробно изложено в первой части).

Дабы полнее постигнуть тонкости этого древнего искусства отнюдь не лишним будет хотя бы краткое знакомство с историей его зарождения и становления. А вот по достоинству оценить не только изящество, уравновешенность и динамичность композиции, но и заложенный автором смысл или эмоции поможет знакомство с ключевыми требованиями базовых стилей.

ОСНОВНЫЕ СТИЛИ ИКЕБАНЫ

Ощущение равновесия противоположностей инь и ян, сезонность природы, триединство мироздания – базовые принципы компоновки икебаны, на фундаменте которых строятся все ее стили. По сути, рождение этого искусства начинается в XVI столетии со стиля рикка, который развился и оформился, опираясь на каноны составления алтарных композиций татэбана.

ИкебанаСтиль рикка (立花, Rikka) олицетворяет красоту природного ландшафта. Изначально такая аранжировка использовалась для религиозных ритуалов и важных торжеств в больших помещениях (храмы, дома знати и самураев). У этого стиля самые строгие правила касательно составления композиции.

Регламент рикка предусматривает наличие девяти или семи главных элементов. Они располагаются соответственно определенной схемы, основанной на олицетворяющем гармонию и совершенство разностороннем треугольнике. При этом каждое растение должно отвечать времени года. Также ветви олицетворяют горы, а цветы и травы – воду.

Классический стиль рикка предполагает сложную сбалансированную, но не монотонную аранжировку с использованием большого количества контрастных растений. Красота естественного пейзажа отражается в композициях двух видов – с наклонной или прямой верхней частью. В последнем случае форма букета может быть треугольной, округлой, эллипсовидной или веерной.

В 1999 году глава школы Икенобо Сэн Эй (Sen' ei Ikenobo) разделил стиль на классическую форму рикка сёфутай (Rikka Shofutai) и современную рикка симпутай (Rikka Shimputai). Новаторство было осуществлено с целью сделать рикка более понятным для современников при сохранении связи с глубокими традициями предшественников.

ИкебанаВ симпутай стал важен не канонический подбор элементов и формирование структуры, а подчеркивание уникальности каждого растения.

Акцент смещается на неожиданность сочетания, когда цветы, листья и ветки создают ощущение движения. Здесь наблюдается не присущая классическому рикка сёфутай устойчивость, а динамическое равновесие.

При этом используется более яркая как японская, так «иностранная» растительность. Гармонично комбинируются весенние цветы и осенние листья, цветущие ветки и уже засохшая листва. Сила крупных растений подчеркивается изяществом тоненьких веточек и травинок.

Стиль сёка (生花, Shoka) сформировался в конце изысканной эпохи Эдо (конец XVII – начало XVIII веков) под влиянием философии дзэн-буддизма. В этот период также произошли изменения в традиционном интерьере японского жилища – в гостиных появилась специальная ниша токонома (床の間), в которой выставляли растительные миниатюры и композиции. В результате икебана уменьшилась в размерах и стала проще, не утратив при этом изящества.

В отличие от рикка, где гармония совершенства отыскивается в расположении и сочетании растений, сёка сосредотачивает внимание на их уникальной внутренней природной красоте. Этот стиль, как и широко известный бонсай, олицетворяет противление жизненной силы разрушительному воздействию стихий: палящего солнца, порывов ветра, града, снега и т.д. Стойкость характера растения выражают пожелтевшие, надломленные или поеденные вредителями листья.

ИкебанаКлассическая композиция сёка состоит из трех стремящихся ввысь главных элементов: син (переводится как истина, правда), соэ (в переводе – поддержка) и тай (переводится как тело). Они воплощают основу бытия отражая единство и противоборство олицетворяющих небо син (ян, светлое, мужское начало) и землю тай (инь, темное, женское начало), то есть возвышенного и земного. Между ними находится символизирующий обладающего обоими свойствами человека элемент соэ.

Компонент неба является наиболее длинным и всегда располагается с солнечной стороны. Он определяет размеры остальных элементов. Символ земли самый короткий, находится внизу в противоположной небу теневой части. Элемент человека средний и устремляется к свету, то есть «смотрит» на небо.

Также рекомендуем:   ВЫБИРАЕМ СЕМЕНА ОВОЩЕЙ. Часть 2 (что нужно предусмотреть, чтобы не прогадать)

Из воды все растения поднимаются в одной точке объединенным стволом. Если соединить основные элементы воображаемыми линиями должен получиться треугольник. В больших аранжировках может быть несколько подобного рода треугольников.

В сёка допустимо использование не более трех различных видов растений. В зависимости от их количества выделяют иссюикэ (только один вид), нисюикэ (два вида) и сансюикэ (три вида). Также существует три основных вида композиции.

Син – олицетворяет сдержанность (стремящиеся вверх прямые растения в высокой вазе с небольшим отверстием, ветви не выходят за ее ширину). Гё – отражает движение (растения с изящными разветвлениями и изгибами как бы раскачиваются на ветру). Со – представляет буйство эмоций (энергичные изгибы и каскадом ниспадающие ветви растений, нередко используются подвесные контейнеры).

ИкебанаПоскольку в современных японских домах все реже встречается токонома и в большей мере присутствует стекло и пластик, для стиля потребовалась новая форма.

Как и в случае с рикка, только в 1977 году, он был разделен на классическую форму сёка сёфутай (Shoka Shofutai) и современную сёка симпутай (Shoka Shimputai).

В ярких эффектных букетах сёка симпутай главный элемент сю противопоставляется контрастирующему с ним компоненту ё, который его дополняет и подчеркивает.

Иногда для придания завершенности композиция включает третий элемент – асирайи. Он добавляет цветовой акцент, привносить ощущение времени года и т.д.

КэндзанШкола Охара обогатила мир японской цветочной аранжировки стилем морибана (盛花, Moribana). Он сформировался в конце XIX столетия под воздействием западных культурных веяний. Как и в иных стилях, красота передается простыми лаконичными образами растений. Они размещаются в неглубоких широких контейнерах, водная гладь которых играет немаловажную роль в формировании композиции.

Три главных элемента соэ, син и тай сочетаются в пропорции 7:5:3 и дополняются связывающими воедино и придающими произведению глубину второстепенными компонентами. Растения закрепляют, используя специальные металлические наколки – кэндзан (剣山). Существует три вида стиля, определяемые положением элемента син.

ИкебанаТёкутай (вертикальный), для которого используются растения с прямыми стеблями, а син отклоняется от вертикали не более чем на 30°. Сятай (наклонный), когда верхушка син наклонена более чем на 30° и кажется, что растение пригнул порыв ветра. Суйтай (каскадный) компонуется из плакучих растений, а основное внимание уделяется эффектности изгиба ниспадающего вниз син, верхушка которого располагается ниже уровня сосуда.

Свободный стиль (自由花, Jiyuka) возник в XX веке и наиболее полно соответствует современной культурной среде и вкусам. Композиция в прямом смысле свободна – не имеет ограничений по форме, сочетанию и расположению растений.

Все зависит от сообразительности и фантазии автора при компоновке материалов для передачи эффекта, эмоций или чувств. Возможности данного стиля практически неисчерпаемы.

Поделитесь информацией – не оставляйте друзей в неведении:
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
share on Tumblr
Tumblr
Share on StumbleUpon
StumbleUpon
Share on Reddit
Reddit
Email to someone
email
Buffer this page
Buffer
 
2 комментария

Опубликовано в рубрике Растения

 

Прокомментировать

 
:wink: :twisted: :roll: :oops: :mrgreen: :lol: :idea: :evil: :cry: :arrow: :?: :-| :-x :-o :-P :-D :-? :) :( :!: 8-O 8)

 
  1. Олена Капранова, викладач ікебани Ікенобо

    Декабрь 6, 2018 - 1:53 пп

    Цікава стаття (в трьох частинах), але не знайшла, хто автор.
    На жаль, в тексті є кілька помилок.

     
    • admin

      Декабрь 19, 2018 - 4:23 пп

      Дякую за професійні роз’яснення, :idea: що дозволили виправити помилки :arrow: