В предыдущей части рассказа о тонкостях и особенностях искусства икебаны была рассмотрена ее скрытая от непосвященных взоров сущность. Обзор предназначен для непрофессионалов, которые жаждут понять, что же таится в этих простых изящных композициях, вызывая восхищение у созерцающих их японцев. Никакой предварительной подготовки для этого не требуется.
Понимание японской цветочной аранжировки будет более глубоким, если хотя бы кратко ознакомиться с ее зарождением и основными вехами развития. Далее более-менее сжато, но информативно изложена история икебаны и главных школ. Те, кому неинтересны предания и летописи, могут сразу перейти к следующей части и получить представление об основных стилях.
КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Истоки икебаны восходят к VI -VII векам н.э., когда в Китае буддийские монахи в качестве подношения божествам составляли из живых цветов и веток специальные композиции. В Страну Восходящего Солнца эта традиция попала благодаря большой политике. В 607 году ко двору китайской династии Суй был отправлен послом Оно-но Имоко (小野妹子, Ono no Imoko). Впоследствии покончив с государственной службой он стал настоятелем храма Сиунзан Тёхо-дзи (頂法寺, Shiunzan Choho-ji), где начал применять увиденную в Китае практику.
Устанавливаемые в бронзовых сосудах букеты в основном собирались из цветков лотоса, нарциссов, роз, а также кипарисовых и сосновых веток. Такие украшающие статуи Будды растительные композиции именовались татэбана (立花, tatebana) и привлекали всеобщее внимание изысканностью аскетичной простоты.
Со временем искусство цветочной аранжировки переступило порог храмов и к Х-XII столетиям стало частью оформления интерьеров дворцов и покоев местной аристократии. Постепенно утрачивая религиозную составляющую, к середине XV столетия икебана стала вполне светской национальной традицией.
Изначально строго регламентированный ассортимент растений значительно расширился. Появились новые стили и типы компоновки. Так с ростом популярности в XVI столетии чайной церемонии, возникает вариант композиции из одного цветка. Как и каллиграфия, она символизировала душевное умиротворение и воплощала основные идеи дзэн-буддизма поиска большого в малом.
В XVII-XIX столетиях цветочная аранжировка широко распространилась среди всех слоев общества. Этому искусству стали целенаправленно обучать девушек. Возникали новые приемы компоновки и подходы к составлению букетов. Образовывались различные школы. В современной Японии министерством просвещения их зарегистрировано более тысячи. Авторитетнейшими из них признаны только три – Икенобо, Охара и Согэцу.
По сути, история школы Икенобо – это история самой икебаны. Связана она с уже упоминавшимся храмом Сиунзан Тёхо-дзи в Киото, который за шестиугольную форму главной постройки намного чаще именуют Роккаку-до (六角堂, Rokkaku-do). Он был возведен в конце VI века по инициативе ярого последователя буддизма принца-регента Сётоку Тайси (聖徳太子, Shotoku Taishi).
В том месте на берегу пруда, где принц когда-то искупался, возвели небольшую хижину. Она получила наименование Икенобо (池坊, Ikenobo) от ике - 池 пруд и бо - 坊 келья. В свое время Оно-но Имоко взял новое имя Сэн My Икэнобо.
Основанием школы считается 1462 год, когда настоятель храма Сэн Кэй Икенобо представил публике выходящие за рамки китайских буддийских канонов уникальные композиции. С тех пор школа в непрерывной традиции развивает искусство икебаны. В ней были заложены фундаментальные основы классических стилей, которые усовершенствуются и практикуются поныне. Сегодня ее возглавляет представитель 45-го поколения монахов, по традиции носящих имя Икенобо.
Школу Охара или Охара-рю (小原流, Ohara-ryu) официально открыл в 1912 г. Унсин Охара (Unshin Ohara). Азы искусства цветочной аранжировки он постигал в знаменитой Икенобо.
Однако когда Япония открыла свои границы, в стране начал набирать популярность европейский стиль жизни. Тонко ощутив запросы новых веяний, Охара создал и в 1897 г. представил публике особый стиль икебаны, одним из важных элементов которого стала вода.
После учреждения в 1927 году школы Согэцу или Согэцу-рю (草月, Sogetsu-ryu) икебана претерпела наиболее кардинальные изменения. Ее название соединяет иероглифы трава и луна, что призвано символизировать понимание сути окружающей природы и ее связи с космической бесконечностью. Основатель этого авангардного направления Софу Тэсигахара (Sofu Teshigahara) изучал каноны аранжировки под руководством отца, преподававшего в школе Икенобо.
Софу Тэсигахара полагал, что настоящий художник не должен сдерживаться канонами классических творений, а обязан стремиться к творческому самовыражению. Его композиции не только не ограничивались общепринятым ассортиментом растений, но в них также использовались самые разные материалы: керамика, камни, металл, стекло, окрашенная древесина и т.д.