Проходят тысячелетия. Меняется жизненный уклад и облик городов, появляются невиданные доселе устройства и механизмы. Но неизменно с давних времен и по сей день драгоценные камни остаются желанным приобретением как для женщин, так и для мужчин. Ведь помимо изысканности и красоты они также негласный символ успеха, богатства и власти. То бишь достояние не всех и каждого.
И это не только сверкающие почти идеальными гранями кристаллы минералов от традиционных бриллиантов, сапфиров или изумрудов до эксклюзивного танзанита. Не меньше, а иногда и дороже алмазов, всегда ценился жемчуг. Его нам дарят моллюски-жемчужницы. А вот о другой красивейшей драгоценности от моллюсков известно намного меньше. Помимо большой редкости, она еще и позволяет ощутить связь времен в сотни миллионов лет. Вам непременно стоит познакомиться с аммолитом.
УНИКАЛЬНОСТЬ и ДРЕВНОСТЬ
Глядя на сей снимок кое-кто может подумать, что перед ним результат использования графического редактора. И будет очень даже неправ. На фото в окружении вмещающего его темного сланца запечатлен красавец аммолит. Он входит в перечень камней органического происхождения, среди которых также древен как ливанский янтарь и подобно жемчугу состоит из арагонита, образующего перламутровые слои. По факту же – это окаменевшие раковины аммонитов.
Кто такие аммониты? Головоногие кальмароподобные моллюски, обладатели дискообразной закрученной спиралью раковины. Очень похожи на современных наутилусов. Только вот процветали они давным-давно – в юрском и меловом периодах геологической летописи нашей планеты. То бишь около 200 – 65 млн. лет назад. На суше тогда господствовали динозавры, а морские глубины рассекали разного размера аммониты. И было их множество видов. Знаем мы о них как раз по окаменевшим раковинам, сохранившим следы облика своих владельцев.
Умирая моллюски погружались на дно, где заносились песком, покрывались илом и надежно консервировались. Затем под растущим осадочным слоем начинались процессы их фоссилизации, то есть окаменения. Постепенно растворенные в воде минеральные соединения заполняли поры в раковинах и кристаллизовались. За десятки тысячелетий замещая собой исходное вещество и буквально повторяя в деталях как внешнюю форму, так и внутреннюю структуру.
В зависимости от окружающей среды раковины аммонитов становились и кварцевыми, и пиритовыми, хотя чаще всего известковыми. Но чего у них не отнять, так это умения в любом случае впечатляюще окаменевать. Они даже на полированных мраморных плитах выглядят эффектно. Недаром места с подобной облицовкой на станциях метро или фасадах зданий так популярны. Также завораживает возможность подержать в руке часть существа, жившего в столь незапамятные времена.
Иногда условия складывались таким образом, что раковина разрушалась довольно медленно и ее перламутровый слой сохранялся, успев пропитаться соединениями кремния и железа. Вот тогда-то у ископаемого появлялась вполне опаловая цветовая палитра. Еще реже встречаются экземпляры, многообразие красок которых дополняется радужным 3D сиянием (оптический эффект, называемый иризация).
Раковины моллюсков изнутри покрыты слоями одной из устойчивых форм карбоната кальция – арагонитом. Его шестиугольные плоские пластинчатые кристаллы наслаиваются друг на друга. Падающие на их поверхности световые лучи преломляются и отражаются во всех направлениях. То есть, белый свет разлагается в радугу (как в призме) и интерферирует при отражении (как в мыльных пузырях). Поэтому яркость и цвета камня меняются если его смотреть на него под разными углами или поворачивать. В результате и получается перламутр.
В живом моллюске между арагонитом имеется белковая прослойка, из-за чего радужный эффект слабее. Он проявляется в полной мере, когда органика замещается кварцем и пиритом. Подобные живописные окаменелости находят в разных местах. И только на юге канадской провинции Альберта когда-то все факторы совпали так, что подобные сокровища можно добывать в промышленных масштабах и реализовать под наименованием аммолит.
ПОЧЕМУ НАСТОЯЩИЙ ТОЛЬКО КАНАДСКИЙ АММОЛИТ
Впервые аммолит был описан в 1906 году и сие событие прошло незамеченным, не произведя никакого впечатления на общественность. Интересовались им только любители, собирая в окрестностях реки Святой Марии (St. Mary River), которая протекает по землям общины индейцев кайнахов (Kainah). Залежи приурочены к отложениям геологической формации Медвежья лапа (Bearpaw).
Это такой залегающий на глубине около 15 метров и возрастом 70-75 млн. лет слой морских сланцев, перемежающихся с несколькими слоями песчаника. Тянется он по восточному краю Скалистых гор узкой полосой от канадской провинции Альберта до американского штата Юта. Поэтому как месторождение может указываться и Медвежья лапа, и река Святой Марии, и резервация Кайнах, что по факту одно и то же место.
Только когда в 1962 году изделия с радужным камнем выставили на проходившей в городке Нантон (Nanton) местной выставке, он привлек внимание профессионалов. И в 1967 году владелец ювелирного магазина в Калгари Марсель Шарбонно (Marcel Charbonneau) дал ему название аммолит (Ammolite). Считается, что оно образовано сочетанием слов аммонит и литос (с др. греческого – камень).
Прошло еще почти пятнадцать лет и в 1981 году он получил от Всемирной ювелирной конфедерации (CIBJO) статус драгоценного камня. Сегодня 90% аммолита на рынок поставляет основанная в 1979 году компания Korite International Ltd (изначально Korite Minerals Ltd). Она же дала ему еще одно название – корит. Активная добыча началась в 1983 году и осуществляется открытым способом в карьерах, которые по окончании разработки рекультивируются вплоть до восстановления местной растительности.
Здесь необходимо уточнить, что оба названия являются коммерческими. То есть если в каком-либо ином месте найдут отменного качества образец, ничуть не уступающий переливами и цветовой гаммой канадским камням, то он не будет считаться аммолитом. Это как с коньяком и шампанским. За пределами провинции Альберта именно такой драгоценности нет и быть не может.
КАК СОЗДАЮТСЯ УКРАШЕНИЯ
Поскольку аммолит камень мягкий (легко царапается ножом), склонен расслаиваться и довольно таки хрупкий, его обработка начинается еще в карьере. Когда обнаруживают окаменелость, то сразу же пропитывают ее поверхность особым быстросохнущим клеем и ждут его затвердевания. И только после этого извлекают, осторожно оббивая породу вокруг киркой и молотком. Такие свежедобытые образцы обычно красками не особо блещут и выглядят непрезентабельно.
Даже хорошо отполированные редко раскрывают всю свою цветовую палитру в полной мере. Дальнейшая магия включает пропитку прозрачной эпоксидной или иной синтетической смолой, или специальным полимером. Убрать уже существующие трещины подобная фиксация не поможет, но от дальнейшего растрескивания и расслаивания вполне убережет.
Учитывая, что аммолит образуется из внутреннего перламутрового слоя раковины, то очищать его, причем вручную, приходится не только от окружающей породы, а еще и от самого окаменевшего аммонита. Удалить все лишнее, качественно отполировать и укрепить, раскрыв все нюансы оттенков и переливов, – сие требует незаурядного мастерства. Поэтому крупные раковины становятся уникальными коллекционными произведениями искусства.
В ювелирном деле для создания украшений в ход идут фрагменты раковин. При этом важным параметром является толщина материала, которая определяет его основные цвета. Она колеблется в пределах от 0.5 до 8 мм, а после полировки остается всего от 0.1 до 3 мм. Законы физики таковы, что для толстых образцов характерно преобладание красного и зеленого. А чем они тоньше, тем будет больше синего и голубого. Очень редко встречаются фиолетовые, малиновые или золотистые оттенки. Такие образцы совсем тонкие и хрупкие.
Посему украшений собственно из аммолита (так называемых солидов) изготавливается совсем мизерное количество. В основном в ювелирных изделиях слой драгоценности закреплен на темной подложке. Это может быть как тот самый сланец, из которого окаменелости добывают, так и синтетические черные оникс или шпинель, или даже просто стекло. Подложка добавляет еще один отражающий слой, усиливая яркость радужного сияния. Кстати, первые дублеты начал создавать уже упомянутый Марсель Шарбонно.
Также популярны триплеты, когда помимо фиксации на подложке аммолит накрывается сверху прозрачным колпачком из синтетического корунда, кварца, шпинели или стекла. Действуя как линза его выпуклая поверхность усиливает впечатление от цветовых переливов. Как и дублеты, триплеты бывают одно и двухсторонними. В качестве надежной оправы для камня используют металлы – серебро или золото.
Общепринятой системы оценки качества материала не существует. У Korite International есть свое деление на четыре класса в зависимости от палитры цвета, яркости и степени трещиноватости. Причем высококлассного аммолита всего 3-12% от общего количества добываемого за год. Впрочем, в любом случае подобные драгоценности будут кардинально отличатся от любых других ваших украшений.