Краем уха про фэн-шуй слышали все. И сие китайское учение считается не какой-то там магией. Тут ведь используются сложнейшие расчеты и специальные инструменты. Консультации разного рода специалистов пользуются спросом и хорошо оплачиваются. Столь изощренная система конечно же содержит в себе некие разумные обоснования.
На волне такого признания невольно задаешься вопросом – стоит ли искать благополучия подобного рода методами. Для этого выясним, что же такое фэн-шуй? Есть ли у него свои аналоги в других странах? Какова связь с настоящей наукой? Поговорим об этом так, чтобы было все понятно и никто не уснул к окончанию чтения первого абзаца.
ФЭН-ШУЙ – ЭТО О ЧЕМ?
В двух словах фэн-шуй можно охарактеризовать как практическое учение о выборе благоприятного окружения. Теоретическим фундаментом ему служит представление о том, что пространство Вселенной всецело пронизывает неосязаемая субстанция ци (氣), которая есть ее сущностью и движущей силой. Поэтому все объекты и явления природы зависимы друг от друга. Такие принципы взаимосвязи всех и вся являются основой и отличительной чертой восточной философии.
Человек есть частью мира вокруг, а отнюдь не его покорителем. Так что его жизненное благополучие и здоровье в полной мере определяется потоками этой самой ци. Даже название учения объединяет fēng – ветер (風) и shui – воду (水), а именно то, что течет и не имеет формы. Таким образом вокруг нас непрестанно пребывают в движении различные природные факторы, действие которых сказывается на нашей жизни.
Вот почему при основании поселений, обустройстве кладбищ, возведении построек и оформлении жилого пространства следует учитывать особенности почвы, рельеф местности, направление дующих ветров и течение рек, конфигурацию помещений, расположение и соседство предметов и т.д. Фэн-шуй как раз и есть знание о том, как выбрать и сделать всю обстановку вокруг благополучной для человека.
По сути у каждого народа есть свое представление о гармоничности и правильном обустройстве среды обитания. Но только у китайцев имеется целостное оригинальное учение, объединяющее полученные на протяжении тысячелетий опыт и знания. Древнейшим произведением на эту тему считается написанная на рубеже III-IV веков ученым и поэтом Го Пу «Погребальная книга» (葬经), где впервые упомянуто само название фэн-шуй. Есть еще «Географический путеводитель Гуаня» (管氏地理指蒙), автором которого значится живший в III веке Гуань Жэнь. Однако полагают, что это более поздний сборник устных рассказов о легендарном мастере.
Первоначально целью учения был выбор наилучшего места для захоронения, от чего напрямую зависела счастливая загробная жизнь предков и процветание потомков. Практики обустройства общих кладбищ в стране не существовало. Каждый мог хоронить усопшего члена семьи где угодно. Китайцы стремились найти правильную местность, в ландшафте которой присутствовали бы образы четырех «небесных животных».
Со временем забота о комфорте умерших распространилась на еще живущих и в XI-XII веках н. э вошла в повседневную практику как искусство создания благотворного микроклимата. Теперь применения принципов фэн-шуй стало культурной традицией для желающих дабы им чаще улыбалась удача.
УНИКАЛЬНО ЛИ КИТАЙСКОЕ УЧЕНИЕ?
Использование наблюдений за природными процессами при поиске самого подходящего места для проживания и его наилучшего обустройства присуще всем цивилизациям. Во время возведения своих величественных пирамид как древние египтяне, так и индейцы майя учитывали условия окружающей среды и проводили специальные вычисления. Безусловно в ходе строительства оросительных систем была особая методика оценки ландшафта у шумеров, этрусков, ацтеков и уйгуров.
Определенным принципам следовали при выборе участков для временных стоянок и постоянных поселений кочевники и земледельцы. В общем, у всех имелась цель найти благоприятное место и народы были схожи в этом устремлении. Просто в силу различных природных условий, образа жизни и языковых особенностей наработанный опыт по-разному выражался и применялся.
На Западе формирование практик сродни фэн-шуй привело к появлению и развитию градостроительства, ландшафтного дизайна и эргономики. Они вполне успешно справляются с задачами выбора участков для возведения разного типа построек и обустройства рабочего или жилого пространства. Практичные представители европейской цивилизации зачастую полагают, что китайская система просто приправлена мистикой для большей убедительности.
Используемые в фэн-шуй приемы поиска наибольшей благоприятности бытия во многом оригинальны, но их результат отнюдь не уникален. Так в свое время в Гонконге британцы, руководствуясь здравым смыслом, построили себе дома в самой удобной защищенной от ветров местности на острове. Да еще и благоустроили территорию, высадив деревья и выкопав пруды. Тут то китайцы и заподозрили, что оказывается европейцы неплохо владеют практикой фэн-шуй, но почему-то тщательно это скрывают.
КАКОВА СВЯЗЬ С НАСТОЯЩЕЙ НАУКОЙ?
Система приемов фэн-шуй отражает склонность китайцев к ассоциативному мышлению, в то время как наука требует аргументов, фактов и логических выводов. Однако поскольку это все же учение о выборе среды обитания, то оно в некоторой мере передает накопленный за столетия практический опыт. То есть, часть применяемых методов имеет вполне научное объяснение и обоснование.
Зачатки таких практик проявлялись уже тогда, когда ради лучшего солнечного освещения древние люди располагали вход в свои жилища с юго-западной стороны. Позже выбирая подходящий участок для закладки фундамента мастерам фэн-шуй приходилось учитывать характер почвы и подземных вод, преобладающие направления ветров и возможность сезонного разлива реки, опасность сели или лавины и т.д.
Сие требовало в комплексе прикладных навыков, связанных с изучением географической среды и систематизацией знаний по ландшафтоведению, гидрологии, геологии, климатологии, экологии, а также астрономических календарных вычислений. Этому самому обучают архитекторов, инженеров-строителей и инженеров-геологов, геодезистов, урбанистов-экологов и т.д. Однако начиная со второй половины III столетия отношение к природе в Китае становиться все более мистическим.
При планировании садов, выборе места захоронения, а также территории для постройки домов и расположения поселков все реже учитывались рациональные умозаключения. Простые объяснения обрастали мистицизмом, а страх людей перед магическими силами окружающего мира их только усиливал. В наши дни в теории фэн-шуй научного осталось уже совсем немного. Да и среди серьезных ученых это вызывает интерес разве что у культурологов, изучающих интересные культурные феномены.