RSS
home
 
версия для печати

НИВАКИ или САДОВЫЙ БОНСАЙ – ЧТО ЕСТЬ ЧТО и КАК СОЗДАТЬ ШЕДЕВР В СВОЕМ САДУ. Часть 2 (техника и алгоритм создания ниваки)

04 Июн

НивакиВ первой части мы подробно рассмотрели основные стили ниваки согласно довольно строгим японским канонам. Теперь от теории перейдем к практике и ознакомимся с техниками формировки деревьев, которые применяются японскими садовниками и насчитывают уже не одно столетие.

Также далее рассмотрим пошаговый алгоритм для тех, кто желает самостоятельно создать на своем загородном участке оригинальный элемент ландшафтного дизайна в виде ниваки. Он включает основные этапы формировки растения для получения ниваки соответственно выбранному стилю.

ТЕХНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НИВАКИ

1. Сукаши (透かし, техника удаление ветвей). Удаление ветвей с целью прореживания и придания определенной формы дереву.

При проведении кардинальной обрезки на начальной стадии формирования ниваки часто требуется удалять пилой без образования задиров довольно толстые скелетные ветви. Чтобы этого достичь ветки спиливаются в три шага: 1) – на расстоянии в 15 – 30 см от места соединения ветки со стволом делается снизу вверх пропил на треть ее диаметра; 2) – отступив еще дальше от проделанного пропила ненужная ветка срезается; 3) – придерживая оставшийся пенек, производится окончательное спиливание ветки у ее основания.

Ветви потоньше удаляются без образования пеньков с применением секатора. Срез осуществляют под прямым углом как можно ближе к основанию ветки. Места среза ветвей диаметром более 2 см следует защитить от инфекций, нанеся слой садового вара или специальной латексной краски с солями меди. Тонкие побеги срезают под острым углом над почкой, держа лезвия секатора с уклоном от нее.

2. Кири-модоши (切り戻し, техника возврата роста). Обрезка, которая применяется для омоложения растения и уменьшения объема «лап». Заключается в полном удалении прошлогоднего прироста вплоть до позапрошлогоднего. При этом дерево не должно быть ослабленным, чтобы нормально перенести обрезку.

3. Ороши-эда-шитатэ (降ろし枝仕立て, техника разгрузка веток). Применяется для стимулирования молодого более здорового прироста ветвей. Заключается в сильной, почти до ствола, обрезке веток.

4. Фукинаоши-шитатэ (吹きなおし仕立て, тахника создания заново). Применяется опытными мастерами с целью переформирования внешнего вида дерева путем уменьшения высоты и обрезки скелетных ветвей.

Техника корректировки формы и направления роста ветвейТак как кардинальные изменения осуществляются за один раз, садовник должен обладать немалым опытом, чтобы не погубить дерево. Как правило, используется для сильно заросших деревьев.

5. Фюсе-зукури (伏せ造り, техника корректировки формы и направления роста ветвей). Предназначена для изменения направления роста и формы отдельных ветвей.

Применяются для этого растяжки и распорки с использованием шпагата, бамбуковых реек и мягкой проволоки диаметром 1.5 – 2 мм. При корректировке формы ветвей, помимо задающей осевое направление бамбуковой рейки, для «лап» может также использоваться небольшая бамбуковая шпалера.

Техника корректировки формы и направления роста ветвей

Устанавливая растяжки, шпагат на ветках лучше завязывать самозатягивающимся узлом, тогда при их утолщении он будет немного растягиваться.

Бамбуковые распорки закрепляются или шпагатом, или при помощи проволоки. Чтобы последняя не соскальзывала, на распорке пропиливаются желобки, в которые плотно наматывается проволока с оставлением длинных свободных концов для крепления к ветке.

Для защиты коры в местах крепления растяжек и распорок подкладывается мешковина. Ее лучше не наматывать, а именно подкладывать, что позволит избежать врастания при утолщении растущих веток.

Чтобы на коре не появлялись перетяжки из-за врастания обвязок, после первичного утолщения веток растяжки и распорки надо или перевязывать или снимать.

6. Формирование ствола. Некоторые из стилей ниваки выдвигают определенные требования к форме и ориентации ствола. Так стиль моёги требует изгибов ствола, которые очень редко встречаются у произвольно растущих деревьев. Поэтому для изменения его формы активно используются растяжки и бамбуковые палки, с помощью которых можно корректировать как молодое еще растущее, так и уже сформировавшееся растение. У взрослых деревьев этот метод в основном применяется для усиления выразительности уже имеющихся изгибов.

Ниваки - формирование ствола

При формировании молодого растения его изначально можно высаживать как под углом к горизонту (такой вариант применяется и для ниваки в стиле сякан), так и прямо; изгибать один естественно сформированный ствол или формировать «зигзаги» кардинальной обрезкой, когда ствол формируется боковыми побегами определенной длины и направления.

Чтобы растяжки не выворотили дерево из земли, их используют попарно – формирующая изгиб крепится вверху ствола, а защитная с противоположной стороны внизу у основания. Чтобы сформированный изгиб через некоторое время не выпрямился до исходного состояния, растяжки закрепляют не менее чем на два периода утолщения ствола (конец весны + конец лета).

Ниваки - формирование ствола киотосской формы

7. Мидори-цуми (緑摘み, техника прищипывания побегов хвойных деревьев). Ее целью является формирование густых и плотных «лап» с большим количеством коротких побегов.

Также рекомендуем:   КАК ИЗНОШЕННЫМИ ШИНАМИ ОРИГИНАЛЬНО УКРАСИТЬ ДВОР

Мидори-цуми

Достигается такой эффект за счет того, что удаляя свечки у растения стимулируют закладку почек ниже места среза и укорачивают сам побег.

Осуществляют эту операцию, когда молодая хвоя отходит от свечки примерно на 45 и наименее травмируется при прищипывании, сохраняя декоративный внешний вид.

8. Мо-миаге (もみあげ, техника прореживания хвои). При ее применении выщипывается вся старая хвоя, что позволяет поддерживать на должном уровне эстетику растения и избежать выпадения слоя хвои под деревом.

Молодая хвоя прореживается. При этом регулируется месторасположение и количество закладываемых на месте хвоинок почек, а значит и новых побегов. Осуществляют эти операции осенью, когда рост хвои прекращается.

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ НИВАКИ

Шаг 1. Японская традиция допускает формирование ниваки как из достигшего расцвета взрослого дерева, так и из еще растущего. Во втором случае намного легче сформировать желаемые изгибы ствола и нужное расположение скелетных ветвей, но это требует значительного периода времени.

Выбираемое растение должно быть здоровым, чтобы без осложнений выдержать довольно стрессовую кардинальную обрезку. Работы по формированию ниваки нужно проводить ранней весной, когда у дерева еще не пробуждаются почки.

Шаг 2. У выбранного дерева осуществляем санитарную обрезку больных, сухих, сломанных или трущихся ветвей. Это необходимо для лучшего восприятия строения дерева при выборе стиля будущего ниваки.

Шаг 3. Определяем в каком из стилей будем формировать дерево – при этом самое пристальное внимание следует уделять форме ствола и расположению скелетных ветвей. Если дерево у нас молодое и еще растущее, то выбор будущего стиля не так критичен, поскольку в этом случае имеются широкие возможности по корректировке формы ствола и ветвей.

Шаг 4. Выбираем наиболее удачно подчеркивающую вид будущего ниваки сторону дерева (японские мастера называют ее «лицом») и ветку, которой будет оно оканчиваться (так называемую «голову»). Для «головы» лучше всего подходят короткие и тонкие ветки.

Шаг 5. Не менее важным, чем определение стиля, является выбор скелетных или ветвей первого порядка, которые будут составлять основу формы ниваки. При этом должно быть достигнутое гармоничное сочетание довольно строгих японских канонов и природная естественность внешнего вида дерева, сформированная как бы под действием природных сил.

Формирование нивакиОсновным при этом является правило треугольника – форма будущего ниваки должна вписываться именно в эту геометрическую фигуру.

При этом также желательно выполнение принципов соподчинения (чем ниже уровень, тем более сильные и толстые ветви его образуют) и нечетных чисел (на каждом из уровней располагается нечетное количество веток).

При этом необходимо проследить, чтобы выбранные скелетные ветви разных уровней не были параллельны друг другу, не соприкасались и их проекции не пересекались.

Также желательно, чтобы эти ветви были ориентированы параллельно поверхности земли. Если выбранные ветви не в полной мере удовлетворяют требованиям, их положение можно в определенных пределах скорректировать применением техники фюсе-зукури.

Определившись с выбором, все остальные скелетные ветви удаляют, не допуская образования «пеньков».

Шаг 6. Теперь переходим к формированию кроны. Для этого на оставшихся скелетных ветвях удаляют ненужные ветки второго порядка и выше. Формирования «лап» зависит от выбранного силуэта для кроны. В классическом варианте ниваки осуществляется обрезка всех не параллельных земле веток, а оставшиеся прореживаются с соблюдением правил треугольника и соподчинения, только на этот раз не в вертикальном, а горизонтальном направлении.

Поскольку у хвойных пород почки закладываются на месте хвоинок, то с целью контроля образования новых побегов следует приблизительно на 2/3 проредить хвою верхних уровней, для чего используется техника мо-миаге.

Шаг 7. Устанавливаются растяжки и распорки для ветвей и, при необходимости для выбранного стиля, осуществляются операции по корректировке формы ствола.

Шаг 8. На следующий год отдохнувшее от кардинальной формировки дерево подвергается корректирующей обрезке. Сроки ее проведения в весенне-летний период зависят от вида дерева. При этом для сдерживания роста следует удалять самые сильные побеги и, при необходимости, укорачивать свежий прирост остальных побегов. Также с целью сориентировать молодые побеги параллельно земли к ним применяется техника фюсе-зукури.

По прошествии нескольких лет такая корректирующая обрезка позволит получить «лапы» с четко выраженной формой, в которых скорость роста отдельных побегов будет распределяться равномерно. После этого дальнейшая обрезка направлена уже не формирование ниваки, а на поддержание достигнутого результата.

При подготовке публикации использованы материалы:
Книги: Jake Hobson. «Niwaki. Pruning, Training and Shaping Trees the Japanese Way»
Сайта: nivaki.ru

 
Если Вам понравилась статья сообщите о ней друзьям:
4 комментария

Опубликовано в рубрике Ландшафтный дизайн

 

Прокомментировать

 
:wink: :twisted: :roll: :oops: :mrgreen: :lol: :idea: :evil: :cry: :arrow: :?: :-| :-x :-o :-P :-D :-? :) :( :!: 8-O 8)

 
  1. Александра Полина

    Июнь 8, 2014 - 5:29 пп

    ОЧЕНЬ хлопотно! Но результат того стоит!

     
    • admin

      Июнь 13, 2014 - 2:26 дп

      Японцы очень трудолюбивы и никуда не спешат , поэтому и доводят одно дерево десятилетиями до совершенства :-o

       
  2. Кристина

    Июнь 9, 2014 - 8:03 дп

    Все это так сложно… Только опытный садовод сможет это сделать, я бы не решилась :)

     
    • admin

      Июнь 13, 2014 - 2:28 дп

      Чтобы стать опытным садоводом надо ведь сначала побыть и начинающим :-x Но такие шедевры, как и топиари, действительно удел настоящих фанатов :-D